В Альпы через фьорды

Скандинавия

Маршрут: Москва - Новгород - Санкт Петербург - Торфяновка - Hamina - Helsinki - Kimito - Paimio - Turku - Stockholm - Södertälje - Strängnäs - Örebro - Vintrosa - Kristinehamn - Karlstad - Segmon - Borgvik - Nysäter - Ström - Arjäng - Holmedal - Sundsbyn - Tocksfors - Mysen (Норвегия) - Oslo - Sandvika - Sundvollen - Krokkleiva

8 мая
Старт приурочили ко времени, когда дороги в красотах еще свободны, но уже тепло и в Норвегии открываются перевалы! Не дотерпели до завтра и вечером, после работы, отплыли — иначе и не скажешь, уж очень плавное и комфортабельное средство передвижения наш отечественный УАЗ ПАТРИОТ.

На кольцевой предпраздничная пробка, но уже под бардов и в приподнятом настроении. За Химками скорость подросла, и на антеннах затрепетали оранжевые ленточки в знак памяти отцов, гордости их победой. Нас тоже не буди… Вырвались из мегаполиса и накатило освобождение, знакомое всем любителям дорожного счастья. Появилось ощущение, что попали в продолжение “Евразийского вседорожного кольца” http://forum.awd.ru/viewtopic.php?t=33908


Московская кольцевая

Лужков обеспечивал солнце ко Дню Победы, поэтому в 300 км от столицы ехали сквозь ливни. Ночевать пристроились на стоянке мотеля «Коломно», среди фур и вековых сосен. В кафе цены детские, но если набрал еды на 150р, полагается фронтовые 50г. Щи, пельмени, мясо в горшочке – и все равно до водки не дотянули. Атмосфера в кафе чем-то напомнила фильм “Девчата”. Домик без изысков, круглосуточное тепло плиты, поварихи в окошко подают парящие блюда дальнобойщикам. За соседним столиком наворачивал пельмени простецкий дяденька, могучести плеч которого на двух шварценегеров бы хватило, и опять за державу не обидно, а наоборот.

Прогулялись в сосновой роще под утихающую дорожную жизнь. Среди ночных фур прогуливаются фигуры в глянцевых ботфортах, мини, косметика, сигарета, зоркий взгляд… всем жить хочется достойно. Заглянули в баню, 50р с человека, но если с дамами – 350. «А с женой» — спросил я дежурную Свету – «а с женой приходите утром».

9 мая
Всю ночь крона соседнего дерева собирала влагу туманов и сбрасывала капли на отзывчивую крышу Патрика. Но спалось сладко. Температура за бортом +5, стекла запотели и отпала проблема зашторивания окон.

В парную наведались первыми, позавтракали у девчат и на трассу. Дорога то супер, то так себе, погода то ливень, то просто хмарь, пейзажи то никакие, то акварельные, из деревянных деревень и сосен на зеленых лугах в синеве. Множество трейлеров груженых иномарками по встречной, а попутно скачут уже порожние. С лихим отчаянием кормит Россия Европу по питерской трассе.

Кристалинская допела диск и мы подъехали к северной столице. На обочине человек насторожил табличкой «проведу по городу», но мы и без подсказок добрались к Гостиному Двору. На Невском флаги, шары, цветы, милиция, молодежь, старички в медалях. В общенародном настроении добрели к Дворцовой площади.
Над Петропавловской крепостью два дирижабля отпугивают вражеские самолеты, но не тучи, которые периодически нагло мочат всенародный праздник. За мокрым Петром на коне, сквозь прозрачную зелень парка, проглядывают гранитные колонны и золотой купол Исакия. Сокровище открылось нам и снаружи, и изнутри, напомнив об эпохе живого религиозного духа. Гул с Невского опять втянул нас в демонстрацию народной самодеятельности, уже без речей, официоза, но с задушевностью. С тротуаров с нашим участием кричали ура орденоносным ветеранам и ветхим полуторкам с военными образца 1945 года. Город оставил впечатление уютного и адекватного гражданам, образец всем мэрам.

От Питерских патриотов вернулись к Ульяновскому и двинули на Выборг, где приютились в крошечном мотеле “Кировские дачи”. Посмотрели собственную демонстрацию глазами телеоператоров, затем местный канал зациклился на беспредельном.


Питер. Невский проспект. Казанский собор


Питер. Исаакиевский собор


Питер. На ступенях Исаакия


Питер. Исаакиевский собор внутри


9 мая на Невском проспекте


9 мая на Невском проспекте


9 мая. Внуки победителей

10 мая
Чуть свет отчаливаем в приграничную Торфяновку. По дороге заправляемся по полной, так как следующая заправка в дорогой Финляндии.

Правила на границах, дорогах, паромах, достопримечательности, цены, отчеты предшественников заранее предоставил инет и теперь его советы придают уверенности. На Российской служивые люди заглянули в спальню, спросили кто лежит под пледом, и улыбнувшись в ответ, подняли шлагбаум. Финны тоже вещи не досматривали, а могли бы, ведь вторую коробку пива и прочего, нарушающего таможенные правила, мы не прихватили. Обе границы прошли за сорок минут.

На финской дороге четкая разметка, гаи нет, водители законопослушны, мы тоже следим за стрелкой спидометра и полтинниками в красных кружочках у дороги. Постепенно привыкаем к избытку знаков и ехать становится легче, чем до границы. Часто трасса прорублена в скалистой начинке гладких холмов. Карельского типа перелески напоминают, что у природы свои границы. Ориентироваться по названиям не успеваем, но приспособились по номерам дорог. По Е18 объехали Хельсинки. В городке Salo съехали с трассы. В натуральном рельефе рассеяны скромные по размерам, простые по форме терракотовые финские домики. То слева, то справа неозаборенные хутора, где на каждые два человека сауна, без которой финн, как известно, жить может, но не долго.

На заправке автомат высветил, что наша пластиковая карта – no valid… а ведь в ней 80% наших средств. Тот же автомат принял евро и заправил.

Нашли по карте живописно-обзорное место на вершине горнолыжного холма. Посозерцали красоты, эстонского берега за финским заливом не увидели и отправились на пристань в Турку, где встали в автомобильную очередь. Время позволяло заглянуть в неожиданно гигантский после скромных финских домиков лютеранский монастырь, сложенный из валунов. Во внутреннем дворе, словно в средневековые будни, монахиня в черно-белом отпирала старинную дверь в башню.

В порту тем временем причаливала высоченная белая громадина с надписью «Silja Europa», напомнившая предстартовый Байконур. Наш автомобиль пригласили возглавить въезд фур в железный спортзал Сильи. Задрали ручник повыше, прихватили рюкзачок и на лифте поехали на 9 палубу в свою каюту, где бросили вещи и побежали на верхнюю 12 палубу наблюдать отплытие. С высоты аналогия с Титаником полная…

Прошлись по корабельно-праздничной жизни. Две палубы – развлечения, магазины, рестораны, четыре верхних – каюты. Подогретые болельщики распахнули свои кубрики и делятся переживаниями с дальними палубами. Народ бродит по магазинам, ресторанам, казино. Девчонки слетают со своих спальных палуб в ночные клубы. Посмотрели тусовку, конкурс Евровидения по ТV, поняли, что времена меняются и оставляют нас в привычном, но тоже милом образе жизни. Не доставало морской качки, но пива хватило.


Первый взгляд на Скандинавию


Случайно заехали на горнолыжный спуск


Поселок в Финляндии


Турку. Старинный замок XIII века


Турку. В замке сейчас располагается исторический музей


Турку. Замок внутри


Паром Турку — Стокгольм «Silja Europa»


Погрузка на паром


Палуба для машин


Паром внутри

11 мая
С откидных кроватей скатились и прибежали встречать рассвет на пустынную, плывущую высоко над морем палубу, с которой как с утеса-великана видны уходящие в мглу горизонты. Наш курс пролегает между Балтийским морем и Ботническим заливом. Внизу по водной глади наплывают и отваливают крошечные островки, на каждом стоят два-три домика среди газонов, деревьев и лодок. Слева стая чаек, справа белые лебеди парами скользят, доводя пейзажи до сказочности. Ветра нет, но скорости парома достаточно, чтобы нас сдуло греться в каюту.

Искупались в душе, почитали распечатки про порядки предстоящей Швеции, собрали рюкзачок и спустились на седьмой, в эпицентр паромной жизни. Здесь молодежь, но и супружеских пар лет под 70 не мало, и тоже, с оживленными глазами и внутренней молодостью.
По радио что-то сказали, и все устремились к лифтам. Патрик в трюме ждал как на обычной парковке, хотя при подготовке маршрута представлялось, что машины закрепят к полу, чтобы при качке они не долбили друг друга. Подходим к Стокгольму. Железная стена, высотой метров пятнадцать, плавно падает от нас и превращается в трап, по которому наш вездеход первый въезжает в Швецию. Относим это к правильной примете и вливаемся в потоки Стокгольма. Попытка остановиться в центре для «побродить» не удалась – поток увлек нас по Е20 – Е18 и вынес из столицы.

Весь день плыли по аккуратным Шведским дорожкам, из окон присматриваясь к незнакомке. По атласу Скандинавии разыскали обзорное место, машину оставили у остроконечной лютеранской церкви и по душистой роще, без тропы, поднялись на холм над заливом с радиусом видимости красоты более 10 километров. Снизу из прошлогоднего камыша доносилось курлыканье журавлей и кряканье уток. Пока грелся чай, обнаружили вбитые в трещины скал металлические кованые стержни с символами – черепа, лодки, шестиконечные звезды. Это место связно с религией и историей, но теперь заросло, может потому, что на машине сюда не подъехать. На обратном пути спортивная шведка – наездница поздоровалась с нами как со старыми знакомыми, чуть далее – приветствовал парень на газонокосилке. На поле при этом бродили журавли, а фазан перебежал дорогу и из кустов усердно издавал двойные паровозные гудки.

В Karlskoda решили смыть пыль родных дорог. Мойка – автомат требует выбрать марку автомобиля. За неимением Патрика в списках кликнули на Toyota Land Cruiser и все равно пришлось домывать вручную.

Патрик засиял, а лобовое стекло исчезло с фотоснимков. Но зажглась лампа неисправности двигателя… Пока разыскивали мастерскую неисправность потухла, и суеверно примолкнув, мы вернулись на Е20.

Обнаружили на карте и продвигаемся к «Picasso Sculptures». Штурман борется с навигатором при продвижении по развилкам. А водитель ищет объяснение феномена, почему в этой красоте и благополучии добровольных уходов из жизни во много раз больше, чем в менее удачных странах? Лев Гумилев обосновывает однозначную связь ландшафта, климата, природы с национальными особенностями населяющего данную местность сообщества. Т.е. если климат здесь обычный, значит рельеф должен быть специфическим. Особенность это или нет, но действительно, в отличие от России, например, поля для земледелия здесь площадью как раз под одну семью, разбросаны островами среди скалистых, поросших деревьями, холмов. Объединяться в большие деревни природа как бы не подталкивает. Экономичнее у каждого поля на пригорке иметь хуторок, где все под рукой – пастбища, речка, вода, рыба, пашня, лес, дрова, все необходимое для одной семьи в природой ограниченной зоне. Значит ребенок в такой семье растет отдаленно от других семей, коммуникабельность не натренирована. А ведь надо своей индивидуальности найти и подладиться под другую. И вот тут умных, трудолюбивых индивидуалов подкарауливает одиночество, которое и есть в пределе – бессмыслица жизни, даже если вокруг рай… первый взгляд всегда поверхностный.

На указателе «до Пикассо-скульптур 300 метров» паркуемся у плавучего ресторанчика. Как и всюду здесь аккуратно, чисто, без помарок вписано в ландшафт – на газонах цветы и скромные домики, в озере Vanern кораблики и яхты, на скалистых холмиках сосны и березы. Разыскиваем каменных дев, с бедрами – глыбами, погруженными частично в лоно вод. Безуспешно. Только благодаря табличке понимаем, что искомое изваяние есть стоящая рядом железобетонная труба, на которую мы не обращали внимания. Высота скульптуры метров двенадцать, наверху два перпендикулярных плоских профиля, один лица, другой видимо прически одной из последних жен Пабло, как поясняла табличка. Не поняли высокого искусства, зато умилились дикой уткой с селезнем, расположившимися под скульптурой и приветливо рассматривавшими нас с расстояния вытянутой руки, уткнув клювы под крыло.

С дороги приглядываемся, где бы живописно заночевать. Грунтовые дороги идут по эквивалентам подмосковных лесов, но как правило закрыты шлагбаумами. Туристы здесь среди леса не останавливаются, а кучкуются в обустроенных местах. Если место живописное, значит и хуторок тут как тут. Иногда у домика стоит трактор, человек – большая редкость, а дети встречаются не чаще инопланетян. Если едет встречная машина, то водитель делает отмашку как своим. Газон стрижет человек верхом на газонокосилке, – тоже приветствует. Ткнулись в очередной тупик, домик у озера. Пошли пообщаться с хозяевами насчет остановиться рядом на ночлег, но нас опять встречает безмолвная тишина и таинственный безлюдный дом. Разворачиваемся и едем на дальнейшие поиски.

В лучах заката съезжаем к очередному озеру. Место живое – зеленые островки, рыба плещется, запах озерной свежести, где-то совсем близко журавли и утки крыльями хлопочут. В близлежащем заросшем домике снова никого не находим и решаемся заночевать без договоренностей. Водителю досталось разложить мебель на берегу со Смирновым, штурману варить лапшу с тушенкой и Чинзано. Темнеет медленно, хочется притихнуть и слушать, как из камышовых далей, с интервалом в пару минут исходит таинственный, все пронизывающий органный аккорд. Возможно, так дружно сообщают о своем любовном томлении миллионы местных тритонов. Поужинали под тихий дождичек, примкнули к подушкам и притихли.


Подходим к Стокгольму


Завтрак с видом на Ботнический залив


Дорога к фьорду


Фигуры Пикассо


Ночевка в Швеции на берегу залива Hare Fjord

12 мая
Утро началось у озера. Рыбачить я отказался, так как Галя отказалась чистить будущую рыбу и жарить ее. Прохладно, но мы советской закалки, набираем ведро озерной воды и умываемся по пояс. Взбадривает. Сбрасываем на ноутбук вчерашние фото, складываем походные кресла и стол, припечатываемся к жесткой коряге и отчаливаем от приютившего нас берега в сторону суши. Выехали на Е18, за 50 км до Норвегии опять свернули в леса. На одном из холмов расположилась усадьба прошлых веков Ogern, теперь музей. За заборчиком из наклонных жердей не знавший краски деревянный дом, вековые деревья, амбар на четырех валунах с лестницей из каменных плит, сарай, курятник. В таких местах и без солнца светло, а прошлое кажется милее будущего. Побродили и вышли, прикрыв за собой ворота, так никого кроме овец и роскошных рыжих кур не встретив.

С моста над озером Foxen видны круговые заводи, в которых откармливают рыбу. Чуть далее на сочно-зеленом газоне берега озера стоит церковь. Лютеранки, в среднем за 70, подруливают и топают слушать пастыря. В 20 метрах из воды блестят боками тюленевидные камни, на которых разместились и погагатывают дикие гуси.

Выбираемся на Е18 и вскоре пересекаем заметную по флагам границу Швеция-Норвегия. Экскурсия по придорожному рынку ни чем не поразила, разве что продавцы более тактичны или равнодушны.
Здесь уже 30, 50, 80, 110. Местами скорость контролируют приборы. Но! за сотню метров стоит предупреждающая табличка и можно успеть сбросить избыток скорости. Напряг возник при въезде на платную дорогу. Автомат не втянул ни купюру, ни карту, просил 20 крон монетой, которой у нас не было, выждал минуту, выдал чек, конечно же сфотографировал, зажег зеленый, открыл шлагбаум и мы с недоумением тронулись. По дороге Галя расшифровала норвежский текст чека и – о наглость – с нас штраф 300 крон ( 1200 руб). Так вот как Харальд V воспитывает своих подданных. Материм себя и жесткие местные законы. Даже пытаемся ссориться, но безуспешно. Тем более что Галя более тщательно изучила чек и поняла, что 300 это если в течение 2х недель не заплатишь 20 по предлагаемому счету. Настроение подпрыгнуло будто сэкономили 300 крон, а страна стала ещё краше.

На первой же заправке разменяли бумажки на мелочь. Высмотрели на карте место, отмеченное как дальновидное и вскоре вырули к многолюдной спортбазе у озера, для заночевать не подходящее. Другое обозначенное подобно оказалось на вершине крутой горы. За въезд кинули 20 крон и по страшноватому с непривычки зигзагу поднялись на высоту. Темнело. Со смотровой площадки Kleivstua до горизонта просматривались холмы, леса, озера и с виду финские домики норвежцев. Прогулялись по округе, обнаружили подходящее местечко, возле снежного сугроба сготовили ужин и уложились спать, еще раз убедившись, что в дороге и жизнь интересней, и сон слаще.


Швеция. Озеро Foxen


Швеция. Старинный хутор Ogern


Провинциальная Швеция


Портрет шведа


Привал на обед в Норвегии


Норвежская гостиница рядом, а у нас свой дом