12 сентября. Чаме — Писанг
Покидаем Чаме через подвесной мост, белые ворота и розовые поля. У каменных строений деревни Братанг марихуана выше пояса. Дорога поднимается вверх, спускается к реке, снова подъем, высота 3300м. С одного берега на другой перекинуты прочные современные навесные пешеходные швейцарцами построенные оцинкованные мосты. На выходе с одного моста столкнулись вьючным караваном. Пришлось первого ослика немного оттеснить назад. Старый погонщик был этим крайне недоволен и отчитал нашего Басу, видимо по правилам надо было прижаться к перилам и пропустить караван. Высоко на холме увидели древний буддистский монастырь и старую каменную деревушку среди по-осеннему выцветающих полей. На развилке правая дорожка через мост ведет к старому поселку Писанг и монастырю, левая — к лоджиям нижнего Писанга. Расположились в малюсенькой комнатке в двухэтажном лодже. С деревянного балкончика виден и монастырь, а если задрать голову в противоположную сторону — вершина Аннапурна II. Созерцание перешло во влечение и широкая каменная лестница в несколько сот ступеней повела нас среди розовых полей, вверх к монастырю. В отличии от индуистских, в буддийские храмы войти можно. Снимаем обувь, открываем тяжелые двери и на 20 минут прикасаемся к буддистской реальности. Подсвеченный приглушенными лампадами полумрак, тишина, красные деревянные колонны, стены, орнаменты, символы, и обязательные фотографии трех последних Далай-лам. Спускаясь обратно в вечернем пейзаже Гималаев встретили трех монахов в бордовых тканях. Они переговаривались с сельчанами с улыбкой Будды на лицах.
Долина реки Марсъянди разделяет горные массивы Дамодар Гимал и Аннапурна. В год по тропе идущей вдоль этой реки проходит до 20000 трекеров, но в начале сентября встречаются единицы. Этому способствует еще и то, что абсолютное большинство идет вокруг Аннапурны в одну сторону, против часовой стрелки, поскольку в этом направлении подъем более пологий и организм успевает адаптироваться к высотам.
Скоро крестьяне урожай соберут и спустятся на зимнее жилье.
Девочки в шальвар-камиз, а мальчик уже одет как обычный европеец.
Нам интересно смотреть друг на друга из разных опытов и образов жизни.
Эти доски сделаны пилой двухручкой непосредственно на месте где росло дерево и теперь переносится в деревню к строящемуся дому.
Обходить барабаны и вращать надо слева.
Шаманы считают Шиву самым первым шаманом и господином конопли. Он посеял коноплю в Гималаях, чтобы люди всегда имели к ней доступ. Шива также дал людям различные рецепты использования конопли. Говорят здесь эта травка растет в виде дерева и достигает 10 метров в высоту.
Спасибо Швейцарии за мосты.
Не зависимо от погоды и архитектуры, флаги сдвигают настроение в праздничную сторону и романтизируют непритязательный быт.
Этот трек еще называют яблочным, и действительно в деревнях много яблонь. Но яблоки отличаются повышенной жесткостью, климат того требует.
Лапша тут вкуснее, так как ручной работы.
Буддистский храм в верхнем Писанге.
В буддистском храме тоже есть иконостас, но наряду с мифологическими образами присутствуют фото трех последних далай лам.
Монастырские ворота, символические, ведь забора нет.
Крестьянка с ведром стройна и одета изыскано. Молодые монахи помнят наказ Будды отказаться от мирских желаний, но…
Тропа в буддистский Верхний Писанг. Чем позже сюда проберется автомобиль, тем дольше сохранится самобытность.
13 сентября. Писанг — Мананг
Подъем в 5-45, завтрак, и в 6-30 мы одни на тропе. Ранним утром Аннапурна II своей белизной подчеркивает синеву чистого неба, а вчера она только подмигнула нам из-за туч. Подъем все время под шум Marsyangdi с видом на Аннапурны II, IV, III. Дорога легка. Нас окружали можжевельники, сосны, барбарисы, шиповники, изредка березы с шелушащейся берестой, кизильник и неприметные горные цветы. На холмах, домах, заборах, храмах — разноцветные буддийские флажки желтого, зеленого, красного, белого и синего цвета. Добавляют в это блюдо остроты белоснежные вершины и голубые журчащие реки. Здесь хотелось провести дней несколько. Но по плану сегодня мы должны прийти в Мананг (3540м). Номер достался с видом на Аннапурну III, поэтому на подоконник установили треногу с фотоаппаратом. Потом стирка пропитанной потом одежды в холодной воде. Обед на добротной скатерти из ячьей шерсти. Не туристическая часть Мананга узкими улочками и малооконными каменными домами похожа на средневековый город. Внутри дворов сено, лошади, буддистские растяжки с флагами, чисто полусовременно одетые жители. Городские ворота выводят на частично скошенные поля, реку и картину с Аннапурнами. Завтра день отдыха, остаемся в Мананге для акклиматизации.
Возможно деревянные проставки предохраняют от разрушения при землетрясениях, или просто от развития трещин. При этом сорт дерева должен быть стойкий, или влажность низкая, ведь замена деревянных изделий судя по конструкции, не предполагается.
Центральная улица поселка строилась без расчета на лошадиные повозки и автомобили.
Взрослые на службе в храме, а детям интереснее на улице.
Аннапурна.
Женщины из Мананга.
Кому то всю жизнь до последнего дня креститься, кому то вращать барабан.
14 сентября. Мананг
Мананг задержал на сутки. С утра прошли по тропе через созревшие желтые поля, перешли через речку. Долго не отпускало ледниковое озеро с лазурного цвета водой от тающего и медленно сползающего с ущелья ледника. Затем поднялись метров на 300 по крутому склону. Открылись обзорные виды на Аннапурны и Гангапурну, ледник, далеко внизу желто-красные лоскуты осенних полей, над ними каменные строения Мананга, дымок от буддистского монастыря. Теплая прогулка впечатляла 5 часов.
Один из хребтов горного массива Аннапурна.
На дороге отдельно стоящий чайный домик.
Ступа…
Поселок Брага
Высеченные на камне молитвы и мантры.
Ворота настраивают на самобытную деревню.
Ледник.
Отель лунного света в Мананге.
Дома Мананга.
Девочка Мананга.
Гангапурна.
Ночью, пока трекер спит, шнурки удерживают его благоухающие ботинки от побега.
Фотография как бы объективна, но живой пейзаж остается только для присутствующих. Ван Гог реальнее передает ощущение таких картин.
Оставаясь на дневку, правильнее лазить на соседние склоны и фотографировать округу. В данном случае запечатлен Мананг со своими скромными полями.
А если подняться еще на 300 метров, то вид таков.
Разноцветные молитвенные флажки своим трепетом подчеркивают какой тут свежий ветер и какая здесь вольная воля.
Молитвенные барабаны в Старом Мананге.
Жилище горного непальского жителя: каменные стены, старые некрашеные деревянные двери, маленькое оконце, дрова, чеснок, выдолбленная из бревна лестница, плоские крыши-площадки, сохнущее белье и засыхающие цветочки в банках на полу.
Женщины — односельчанки возвращаются домой по тропе идущей среди созревших полей. Травы, лица, одежды — тут вся радуга цветов Непала.