Н. Долпо 2071

До Тарап

Маршрут: До Тарап - монастырь Рибо Думпа Гомпа - долина До Тарап

В  долине До Тарап сохранился средневековый уклад жизни, крестьяне занимаются сельским хозяйством на до-машинном уровне.  Добавляет сложностей то, что сюда распространяется зона холодных альпийских лугов. Хотя географически, если убрать высоту (здесь 4 км над морем),  мы окажемся в  тропическом поясе с его плодородными климатическими условиями.

В деревне  насчитали около 40 дворов, в большинстве из них можно заметить жителей. Но ни вечером, ни ночью огоньки в окнах не появляются.  Наступает  тишина, даже лая не слышно, видимо и охранять не от кого, и с прокормом собакевичей трудности.

C соседней вершины отлично просматривается поселок, монастырь на пологом склоне  и долина До Тарап среди гладких голых гор.

Дорожка в деревню со стороны Тибета идет меж полей, через арку в  ступе, которую злые духи преодолеть не могут, а только добрые люди, лошади и ослики.

Чтобы лучше сберегать тепло зимой окна домов делаются маленькими, а некоторые стены строят вообще без окон.

Семья бонцев (не индусы!) разделывает тушу коровы на берегу реки.

Из-за высокогорно — холодного лета зерновые готовы к сбору только в октябре. Связанные снопы переносятся домой за сотни метров,  на себе.  Телегу таскать по горам даже лошадям сил не хватает. И лошади, и ослики здесь есть, но предназначены они для всадников и вьючных грузов.

Рибо Думпа гомпа (монастырь) с 8 столетия хранит религию  бон, предшественницу буддизма (современная форма бон официально принята в качестве 5-й школы тибетского буддизма). Для исповедующих бон монахов и крестьян небо, горы, реки, озера, деревья населены  духами и демонами.  «Бонская ритуальная практика включает в себя произнесение молитв и мантр, песнопения, медитации и жертвоприношение, которое заключается в возложении на алтарь фигурок из теста. Этот процесс сопровождается танцевальным действом, участники которого надевают маски, изображающих богов или демонов. Этот ритуал должен изгнать злых духов и обеспечить благополучие общины. Выполняя обряды, бонцы производят многие вещи в обратном по сравнению с буддизмом порядке – произносят некоторые мантры наоборот, обходят ступы и вращают молитвенный барабан против часовой стрелки».

По легенде, в этой священной ступе монастыря заточен демон зла. В огненной колеснице он сошел с небес, сжег долину и уничтожил почти всех ее жителей. Великий Гуру Ринпоче одолел древнее зло и запечатал демона в ступе. И с той поры демона охраняют ламы, чтобы не вырвался наружу и снова не натворил бед.

Самая яркая фигура иконостаса монастыря Рибо Думпа  — легендарный сподвижник Будды, воплощение высшей мудрости, гуру Ринпоче (высший лама)  Падмасамбхава. Предмет в его руке называется  Ваджра (молния, алмаз) — культовый символ силы и твердости духа, ритуальное и мифологическое орудие.

Все храмы Бон Буддийской школы Ниьнгма окутаны молитвенными флажками.

С крыши храма священник может наблюдать, например, что некоторые семьи уже сжали свои делянки и уложили снопы в скирды, а другие полагаются на его предсказаниям о том, что дождя не будет еще неделю.

Эта большая ступа бонцев имеет огромные глазища.  Они видны путнику (и видят его!) с гораздо большего расстояния, чем охудожествлённые глазки гигантских буддистских ступ Катманду.

Через ступу проходит дорога-тропа из Индии к священной горе Кайлаш.

Crystal Mountain School, Dolpa District. Эту школу построили на средства благородных французов. Дети приходят сюда с окрестных долин. Сначала они выстраиваются в шеренги по классам и дружно, проникновенно поют гимн Непала, затем слушают наставление директора. Детям преподают непальский, тибетский, английский языки, математику и т.д., а также гигиену. В школе имеется фонд для медицинской помощи в рамках общины.

После наставлений девочка старательно, с выражением рассказывает заданный на сегодня стих, при этом стоит тишина, нереальная для российских школьных мероприятий.

После окончания утренней линейки детки бегут в свои классы, веранда служит школьным коридором.

Пока учитель не начал урок, можно поглазеть в окно.

Первоклашки к школьной жизни только начинают привыкать.

Волосы черные, глазки темно карие, голубоглазые тут попадаются лишь среди гостей из иных миров.

Независимо от  страны, мальчишеская дружба  самая настоящая.

Школьницы такие трогательные, а жизнь у них не по годам трудна, ведь к домашнему заданию добавляется еще и домашнее хозяйство.

Девочки и мальчики не разделяются на разные классы.

Урок природоведения. Здесь изучают флору и фауну родного  Долпо, в том числе в целях сохранения здешней уникальной природы.

Младший класс, первая учительница. Школа оборудована по минимуму и очень желательно чтобы каждый проходящий этим маршрутом заглянул, навпечатлялся  и внес посильную сумму. Для этого в дирекции есть специальная тетрадь. Кстати, по ней видно, что  сознательные туристы здесь не редкость и  поднимаются сюда из разных стран мира.

Выйти   с места  к доске напрямую ученику помогает учительница.  В нашей школе за это и родителей могут  вызвать.

Не только учительница, но и ученики видят правильность  ответа ученика.

Нарушители дисциплины не препираются, а осознают свой промах — ведь буддисты же, хоть и маленькие.

Школьный отряд возглавляемый юной учительницей направляется на урок под открытое небо.

Паровозиком, чтобы не потеряться.

Классом для старших учеников служит вся гигантская долина До Тарап.

Кажется компьютеры внесли бы дисгармонию в эту горную детскую жизнь.

Одно из увлечений местных деток — наблюдать.

Ручное сельское хозяйство — только для прокорма собственной семьи.

Сжали, увязали, перенесли, теперь подсушат, помолотят, насыпят в закрома и зима не страшна.

Детки здесь посамостоятельнее наших, зря не хнычут, издали наблюдают как родители  урожай собирают.

По цвету кожи негритенок, ведь солнце здесь посильнее чем в Африке.

Дом ровно сложен из подножного булыжника, окна оформлены художником, ветви кустарника заготовлены для отопления, а осенью создают дому прическу.

Деревенские плотники делают двери, окна, скамейки для всей деревни, икей тут нет.

Жителям деревень хворост заменяет электричество, дрова, газ и керосин.

И ложе, и подушка — каменные, как и мышцы отдыхающего.

Лошадиные гривы вычесывать некогда.

На дворе год лошади, и возможно эти три юные всадницы встретились напомнить это.

Гомпа Джэмпа  в долине До Тарап  – один из старейших монастырей Долпо, центр  религиозной деятельности и ритуалов бонцев.

Обновленные Ступы это в Долпо редкость. По архитектурным деталями их всего восемь типов. Они отражают этапы жизни Будды: Лотос (Рождения), Просветление, Чудеса, Схождения с небес Тушита, Примирения, Мудрости, Великой Победы, Паринирваны.  Cтупа заполняется символами всех Будд, то есть статуэтками, формами из глины, текстами и реликвиями.   После  благословения уважаемым учителем ступа начинает «работать» как силовое поле Будд на благо всех существ.