Я сердце оставил в Фанских горах

Разноцветные озера

Маршрут: Москва – Борисоглебск – Энгельс – Орал – Атырау – Бейнеу – Комсомольск на Устюрте – Кунград – Бухара – Шахрисабз – Самарканд – Пенджикент – Моргузорские озера – Гузар – Шурча – альплагерь Артуч - Куликалонские озера - альплагерь Артуч – Варзобское ущелье - Душанбе – Памир – Даштиджумский заповедник – Куляб – Бейнеу – Атырау – Орал – Москва

Пограничные переходы между Узбекистаном и Таджикистаном считаются закрытыми, но россиян пропускают. Пограничники формальностями не озабочены, приглашают под сень деревьев, подливают зеленый чай в пиалу и рассказывают то, что потом услышим еще не раз. Что, мол, добрая Россия сто лет помогала таджикам, очень содействовала прекращению кровопролития в недавней гражданской войне, а сейчас предоставляет работу нуждающимся. Инициативный начальник пограничников позвонил в Пенджикент, и нас встретило семейство, на доме которого висела табличка Guesthouse «Elina». Тут нас и зарегистрировали, и рассказали об интересных местах.

…Свернули вдоль реки Шинг. На шлагбауме в журнале проезжающих отмечены гости из Франции, Швейцарии, Нидерландов, Польши, Китая, Кореи. А наши почему-то отсутствуют. Вскоре склоны сблизились, а дорога круто пошла вверх, петляя среди скал и обрывов.

Продвигаемся медленно, рассматриваем местную жизнь. Все встречные мальчишки при деле, кто-то пасет козу с козлятами, кто-то мотыгой машет, а чаще на осликах едут и весело приветствуют: «Хеллоу!». Женщины обрабатывают огороды, а мужчины встречаются редко.

А вот и Нижгон, первое озеро долины Шинг. Оно зажато узким ущельем, длиной порядка 500 метров. В прозрачно-бирюзовой воде среди подводных замков серебрится стайка рыб. Из озера вытекает река, но впадающего потока нет, вода незаметно просачивается сверху сквозь осыпь, образовавшуюся в результате землетрясения. Дорога пробита вдоль озера под скалой с нависающими карнизами.

Едем по ней выше, к озеру Соя, также прозрачному и чистому, но форма и породы окружающих гор придают ему уже синий и фиолетовый оттенки. В низовье следующего озера, Гушор, обнаружили плоский участок в окружении пяти горных вершин удобный для стоянки. Далее камнепады и сели создали грубые булыжные мостовые, которые испытывают рессоры на скрип и прочность.

К озеру Нофин ведет серпантин. Вдоль берега тянутся столбы электропередач, значит, вверху живут люди. Проезжаем среди домиков-кубиков, маленьких ухоженных огородов и садов ограниченных каменной кладкой. Маленькие калитки вводят во внутренние дворы, фасады же домов обращены не на улицу, а в сад, где среди питаемых горными ручьями арыков растут виноград, персики, яблоки, сливы и грецкие орехи.

За кишлаком Падруд пятое, самое маленькое озеро, Хурдак. Девичий коллектив в пестро-красных платьях, шароварах и платках полощет на берегу белье. Женщины постарше прикрывают лица, машут руками, чтоб не фотографировали, а девчонки не могут сдержать любопытства и озорно улыбаются.

Далее крутизна дороги предельная, въезжаем на пятачок только благодаря пониженной передаче. Высоко над разноцветной гладью озера Маргузор (его глубина достигает до 50 метров!) идет узкая дорога, а над головой скалы до небес. Кажется, что попали на самый верх виденной в жизни красоты, слов нет и вся надежда только на фотокамеры.

До глубины души трогает благородство таджиков. При встрече они всегда первыми занимают более опасную сторону дороги на кромке пропасти, и нам достается без риска прижиматься к скале. Самое опасное пятиться над обрывом назад при разъезде со встречной, которые здесь, к счастью, редки. В кишлаке Маргузор УАЗ окружили мальчишки и стали молча рассматривать чужестранцев – русского не знают. Потом и взрослые подтянулись, вежливо здороваются за руку, левую прижимая к груди и наклоняясь. Искренне приглашают в гости. Но нас, на высоте 2400 метров, ждет озеро Азорчашма. Здесь пахнет свежестью и душистой мятой, на зеленых ковриках маячат алые солнечные зайчики маков, с вершин несутся ручьи, снизу доносится симфонический шум бурного потока. Птицы тоже, чувствуя рай, поют и активничают. А на склонах зависли готовые к старту глыбы размерами с двухэтажные дома.

С трассы отворачиваем в долину реки Кштут. На подошве красных круч в зелени кипарисов приютились домики с плоскими крышами. Солнце уже за горами и пастушки со своими маленькими стадами возвращаются в кишлаки. На очередной круче увидели маленькую ГЭС, от которой в каждом домике вечером зажигается энергосберегающая лампочка. На серьезных подъемах инжекторный двигатель УАЗа не перегревается, только если ползешь на первой пониженной передаче, на которой обороты вентилятора охлаждения максимальны. Хотя при этом, от высоких оборотов коленвала создается иллюзия, что двигатель перегружен и наоборот, должен вот-вот перегреться. Еще одна особенность движения в горах. От долгой езды по склонам то вверх, то вниз, начинаешь путать подъемы и спуски, наклонная поверхность может казаться горизонтальной, поэтому, остановившись надо без промедления, не по городскому, задирать ручник. А на крутых склонах первым делом класть под колеса камни.

Чем выше поднимаемся, тем больше отличий от предыдущего ущелья. Склоны укрыты сочно-зелеными лугами и густыми островами кустарников. Через семь километров, за кишлаком Яккахана, грунтовка заканчивается. Машина остается отдыхать, а мы по горной тропе поднимаемся к озеру Куликалон. Здесь уютные душистые арчовые рощи скрыли нас от внезапно нагрянувшей грозы. Молнии разбивались о гордые вершины, посылая во все стороны свои отражения от мокрых скал и зеркала озера. Фантастическое зрелище!