Пакистанский дневник

Нанга Парбат

Маршрут: Москва - Равалпинди - Чилас - Скарду - Асколе - лаг. Джола - лаг. Пайо - лаг. Хобуше - лаг. Урдокас - лаг. Хобуше - лаг. Пайо - лаг. Цомоцок - лаг. Джола - Асколе - Скарду - мост Райкот - Fairy Meadows - лаг. Бейали - мост Райкот - пер.Бабусар - Наран - Равалпинди - Москва

9 августа
Утренняя пробежка по автостанциям за билетами до Raikot Bridge, надо смыться быстро и незаметно. Лишь в одной из пяти фирм удалось купить билет и только до ККН. Автобус отправляется через 30 минут, договорись чтобы водитель прихватил нас у отеля, сами на такси спешим собрать рюкзаки. По дороге видим Гюла, внимательно рассматривающего всех на дороге – нас ищет. На сборы и оплату отеля уходит 20 минут, в 9-05 стоим на дороге, ждем автобус. Около нас появляется вчерашний знакомый – торговец камнями с чемоданчиком. Из вежливости просим показать драгоценности. Прямо на пыльной дороге открывается ключиком замочек, развязываются тряпочки, и пред нами предстают куски бело-прозрачного кварца с торчащими из него кристаллами вишнево-красного рубина величиной с большой палец. Восторженно крякаем и как-бы расстраиваемся что 1000 долларов не имеется. А тут и наш мини-автобус подъезжает. Рюкзаки водитель на крыше привязал, садимся среди бородатых парней и отчаливаем наконец в самостоятельную часть нашего путешествия.

Дорогой водитель притормаживает пообщаться со всеми идущими и проезжающими братьями, кто-то передает посылку в другое попутное селение, кто-то на задней ступеньке зайцем едет. В одном селении к нам подсаживается молодой, но пылко преданный корану мусульманин. Он в шоке, закрывается платком, негодует как это женщина сидит среди мужчин.

Спокойствие восстановилось, когда женщину пересадили к окну, ее мужа рядом, как перегородку. Впервые попался пост, где переписали всех бородачей, а к нам интереса не проявили. Не доезжая 20 км до ККН, Вова начинает обсуждать с соседями можно ли на ККН выйти и поехать не в Гилгит, а в противоположную сторону. Народ говорит нет, это и опасно, и никакая машина не посадит голосующих на дороге. Но нашелся паренек который тоже сходит на повороте и он пообещал нам посодействовать.

Выгружаемся на ККН, рядом человек десять голосующих, им тоже в сторону Равалпинди. На нас смотрят с удивлением, видимо отвязанные туристы тут редкость. Машин совсем мало, но минут через 20 останавливается не рейсовый автобус, и берет нас до Raikot Bridge. Пассажиры помогают затащить наши рюкзаки и несколько минут нас разглядывают, выясняют, откуда мы. Автобус полупустой, просторно, пакистанская музыка на всю громкость, жару сносит в открытые окна. ККН во всей красе – виды, камни, трясучка как на грейдере, но попадаются и кусочки ровного асфальта.

Через час выгружаемся у моста Raikot Bridge. Заходим в домик с палисадником и вывеской «отель Шангрила». Вода в номере холодная и серого цвета, но работник обрадовал что «очень полезная, прямо из глейшера , с минералами». Намылись целебной водой и распластались на просторных кроватях в потоках воздуха от гремящего вертолетно-потолочного вентилятора. Наступила нирвана, недаром все-таки отельчик Шангрилой назвали. Завтра наедине с горной красотой мы будем подниматься в Гималаи, только бы Гюл не объявился.

10 августа
Утро в горах всегда прекрасно, наверное сказывается и пакистанский сухой закон. Вчера подробно проговорили с метрдотелем мистером Кханом особенности трека в Fairy Meadows (Волшебные луга). Так как портеров тут нет, то с собой берем только самое необходимое, а два рюкзака оставляем в отеле до возвращения, расплачиваемся (4300 рупий за номер, ужин и завтрак), нас уже ждет джип.

Внедорожник Тойота LK FJ 1966 года рождения, но кажется старше, на многих узлах слои ремонтной сварки, приборные стрелки отвалились, двери на веревочках, резина лысая, скорости как по ходу выявилось, выше второй не переключаются, но правда на третьей тут уже смертельно опасно. При всем этом этот неунывающий труженик трогательно мил собою. Видимо приняв нас за солидных людей, водитель решил заменить ветхое переднее колесо на запаску, которую выпросил у простаивающего джипа.

Трогаемся. Дорога от Raikot Bridge до деревни Тато занимает часа 2 на джипе, по круто поднимающимся узким серпантинам с головокружительными безднами обрывающимися сразу от колеса, ККН отдыхает. Водитель врубает четырехтактную пакистанскую песню, мы впадаем в транс от музыки, но более от сумасшедшего, грозящего гибелью вида в пропасть. Не припомним эквивалента по уровню автомобильного экстрима, даже в кино.

Дорога закончилась, мы договаривамся с водилой о встрече через 2 суток и отправляемся по тропе к Fairy Meadows. Слева шумит мощный поток, стекающий с ледника, запах на редкость свежий, может быть самый приятный из известных запахов деревьев, ведь тропинка петляет по можжевеловыми рощам. Утро солнечное и поднимаясь вверх, хорошо видим вершины Нанга Парбат, к которой мы и стремимся. Часа через три, добираемся до живописной зеленой лужайки с лошадьми, овцами, мулами и отелем Raikot Sarai. Отель висит на карнизе над ледником, с видом на Нанга Парбат и деревянными домиками на сваях. Хозяин отеля, узнав что мы из России, крепко жмет руку, приветливо улыбается и устраивает в лодже с заветным видом. Есть две кровати, узкая веранда, туалет, умывальник, в стене кран с надписью «горячая вода», которая бывает, когда растопят печь на улице.

Гуляем по тихой округе, поглядывая в зону над ледником, где не вовремя подоспевшие облака скрывают короля гор, греемся у костра с ребятами из Австралии. В кухне-столовой висят фотографии знаменитых альпинистов, но сами они отсутствуют, наверно поэтому ужин состоял из салата с местной травой и нас не восхитил. В домике дубак, но под теплыми одеялами уютно.


Из тропической жары тропа вывела под Нанга Парбат в прохладу арчевых рощ


Пребывание в мечте


В процессе подъема 100 кг на 3 км


На этой высоте в Гималаях можно жить только в летние месяцы


Любимое занятие местной детворы — игра в лапту


Отель «Райкот сарай»


Не верится что до нее 20 км


Сухой закон, согреться можно только у костра


Через минуту гигант скроется в ночи

11 августа
В 4-30 утра фотоаппарат уже стоял на треноге, но увы, облака закрывали большую часть Нанга Парбат , и на фото попали лишь фрагменты восьмитысячного мира. Австралийская команда, не дождавшись ясной погоды, покидает лагерь. А мы уходим по тропе наверх, мимо заброшенных деревянных летников, вдоль прозрачного в белых камнях ручья. Поднимаемся до лагеря Бейали. Здесь на летнике полно ребятишек, телят и овец. Состоящий из деревянных лоджей отель знаменитого покорителя НангаПарбат Месснера пуст. Поднимаемся выше по деревне, нас встречает жилистый человек и на хорошем английском рассказывает, что он – владелец отеля из двух номеров. Идем к нему пить чай, погода не на шутку испортилась – холодно, дождь, все небо затянуто беспросветными облаками. Пережидаем дождь за чайниками зеленого и mixed чая в надежде, что распогодится. Ждем напрасно и часа через полтора, окончательно замерзнув, уходим вниз. Но несмотря на погоду прогулка прекрасная.

В лагере самый роскошный ужин за все время — рис, овощи в соусе, мясо ягненка в остром соусе. Согревшись едой, немедленно забираемся под одеяла пока не замерзли. Будильник ставим на 4.


Иногда в пасмурную погоду среди облаков мелькнет на минуту вершина


Артель, прямо в лесу, из стволов деревьев, пилит доски, вручную


Заброшенный летник среди самшита


Камни служат мостиками через ручьи


Лодж знаменитого покорителя НП  Меснера

12 августа
Будильник ещё не зазвенел, а мы уже в полумраке исследуем силуэты гор. С рассветом облака стали елозить по склонам, и опять полностью гора не открылась ни на минуту. А вот звуки сошедшей лавины до нас долетели. За две ночи, 2 ужина, 2 завтрака и 1 обед уплатили 100$, поблагодарили гостеприимных хозяев и пошли не торопясь вниз. Кажется «Форбс»не учитывал дорогу от Raikot Bridge до Tato в своем списке наиболее опасных дорог. ККН отдыхает по сравнению с ней. Через 1,5 часа транса (иначе, в нормальном состоянии её не пережить) под транс-музыку, которую опять водитель врубил на полную громкость, спускаемся к Raikot Bridge. Прохлада сменилась пышущим жаром, как только мы повернули из одной долины в другую. За экстрим и отвагу водителю вручили 7000 рупий, но на последующий маршрут решили поискать джип более внушающего вида.

Маленькая «Шангрила», приветливый индо-пакистанец, вода «с минералами» и из ручья, олимпийские ТВ новости из Лондона, острые блюда на ужин и наконец сон с урчащим вентилятором.


Статистика: на одного покорившего — один погибший


Вид Нанга Парбат меняется непрерывно


Внизу ледник, вверху Нанга Парбат, справа лес, слева, сзади и везде — горы


Горные тропы — лучшее место путешествий


Тойота Ленд Крузер 1966 г —  транспорт заточенный под Каракорум


Каракарумское шоссе вырублено в высушенных тропическим солнцем скалах