31 мая
В 11 машина была загружена, навигатор включен, запечатлели предстартовую минуту, помахали Марусе на балкон и тронулись, давя на педаль и целуясь одновременно.
Через 50 км слабая половина отключилась в спальном отсеке, так как всю ночь без сна и покоя собирала вещи, приборы, еду, одежду. Без штурмана машина вместо поворота на М6, умчала в сторону Воронежа. Пришлось огородами, сквозь тучные черноземы и нежно-зеленые луга возвращаться на маршрут. Чем дальше от Москвы, тем меньше машин, шире просторы и уже дорога. Фуры обгонять по колдобинам на 120 км/час рискованно – машину бросает в стороны. Один раз выбросило на обочину. Эту повышенную неустойчивость устранили, догадавшись проверить давление в шинах. Оказалось – справа 2,7атм, слева 3,7! Стравили до нормы 2.1, и машина пошла стабильно.
С дороги приманила красавица церковь под голубыми куполами среди гладких засеянных полей. Далее перекусили в придорожном кафе с грузинским названием «Цалка». Ближе к закату окрестности стали ещё милее, а радуга перекинулась над дорогой как ворота в заветные дали. На Хопре нас пустил на территорию пустующей турбазы сторож. Отужинали, побродили по берегу тихой речки и залегли в свое и ночью уютное транспортное средство.
Первая точка маршрута
Российский символы
Перед грозой
Тамбовская область
Дорога на Волгоград
1 июня
С утра посетили Волгоград, прикупили 8 Гб карту для Nikon, далее в Волжском — бензин, в Ленинске — воды и помчали на озеро Баскунчак. Справа пойма Ахтубы, слева знакомая Колобовка, просторы и горизонты до бесконечности. Посоревновались с пассажирским составом из паровоза с одним вагоном, который отставал от нас, но когда мы останавливались побродить в бело-пушистых волнах ковыля – обгонял.
Подъезды к озеру оказались закрыты шлагбаумами с замками, границы обозначены рвом, установлены щиты «Проход, проезд запрещен, заказник». Попытались найти проезд с казахской стороны, долго ехали степной дорогой среди густых высоких трав, не пускающих с дороги. Солнце село за единственную на сотни километров гору, стало темнеть и мы наконец нашли единственный незакрытый шлагбаум. Остановились в роще из древних тополей. Сразу смазались и облако гнуса жужжало в сантиметре вокруг головы, но не кусало. От усталости хотелось не готовя ужин, завалиться спать. Но Галя собралась в пружинку и подняла дух сомневающихся. И вот уже стол и стулья разложены, гречка с тушенкой закипает, посуда звенит и день №2 заканчивался без грусти. Вспоминали дым в степи вулканических размахов, черный, непроходимый, из которого появился обычный старенький паровоз. Но что заставило задуматься – это ощущение тревоги возникшее в безлюдной, безмашинной забаскунчакской степи, когда представили, что впереди 200 км гнуса, жары и безлюдья…
Мошка внезапно исчезла, наступила тишина, видимо ночная температура спустилась ниже критической. Засыпали под уханье филина, дежурившего чуть ли не на крыше нашей спальни.
Пень в соли со временем становится похож на собачью голову
Здесь когда-то грузили соль на верблюдов
Законсервированные на столетия опоры мостков для добычи соли
Бесконечность ограничивают облака
В поисках места ночевки
2 июня
Утром выбрались из Патрика в мошкару и подались исследовать берега. На Баскунчаке добыча соли идет для всей страны. Товарняк уходит в середину озера по рельсам, едва торчащим из рассола и получается фантастическая картина — вагоны скользят по гигантскому зеркалу. Когда-то здесь работали верблюды. С тех времен торчат законсервированные столбики от пирса. Верхняя часть каждого ствола от воздействия соли стала похожа на ершистую голову собаки. Отсюда и название «Баскунчак» — голова собаки.
В прибрежной траве сидели трое человек в москитных сетках, с журналами, с фотоаппаратами на треногах, объективы длиной по полметра. Ученые, судя по экипировке и поведению — из Европы, в своих полях уже все изведавшие. Крем выдохся, и мы смылись из заповедника даже не позавтракав. Проехали карьер с отвалами где идет добыча и производство гипса. По нежно зеленому с оттенком желтого разнотравью едем в Селитренное. По дороге Галя вспоминала, как бывала в студентах в этих помидорных краях и видела археологические раскопки, которые ученые не регулярно ведут с 19 века. Вроде доказано, что внук Чингиз-хана Бату-хан основал в 1242 — 1254 годах один из крупнейших и красивейших городов Сарай-Бату и сделал его столицей Золотой Орды.
Посетили попутную деревню Сасыколи. Такой кривизны, да еще полностью песчаных улиц в жизни не встречалось. На центральной песчаной улице торгующий люд, лавки, лужи, собаки, раздолбанные копейки, пешеходы в сетках на головах, домики маленькие, старенькие. Антимоскитную сетку нашли, для надежности купили 6 штук и сразу накинули на головы. По уличным буеракам тихонько ползем на Патрике, разглядывая бедную дореволюционную жизнь. Вдруг откуда-то вынырнул гаишник и замахал палкой, что в таком бездорожье воспринималось, как очередное диво. Изучил наши права и предложил заплатить штраф 500 рублей за непристегнутый ремень. Комичность сцены стоила гораздо большего и мы еще долго млели над местным сюрреализмом. Разыскали кафе, присели, поели и разочаровались в местной грузинской кухне.
Селитренное по кривизне и сюру является близнецом Сасыколи. Шиферные палевые крыши, бедность, пустынность. Разыскали школу, в которой по описаниям есть музей и фанат раскопок. Но в школе шел экзамен и правильная, как все деревенские учительницы тетя шепотом сказала, что пускать в здание запрещено, а музеев никаких нет. А раскопки где? Да их тоже нет, вернее они бывают, но потом все снова закапывают. Что ж, едем на рыбалку на Ахтубу. Но очередной неожиданностью стало отсутствие дивных заманчивых берегов — тыкались по десяткам дорог вдоль и поперек Волго-Ахтубинской поймы, но всюду заросли, глина, грязь, тупики, забытые деревеньки. Проходимость Патрика водила нас по захолустьям Ахтубы весь вечер. Успокоились лишь пробравшись на Волгу, где в ее водах наконец смыли напряженность.
Зообиогеографы
Тропа к Баскунчаку
Товарняк направляется к центру озера
Сасыколи
3 июня
Утром солнечно, тепло, гудят баржи, готовится завтрак и чувствуется что ты в путешествующей вольной жизни. Стекла отмыли от затмевающего дорогу гнуса, салон от пыли, побрились ведь сегодня проезжать границу. Долго выезжали по кривой грунтовке, обставленной дорожными знаками, видимо тут тоже творческий гаишник-сюрреалист живет. Трава часто стоит в воде, от этого зелень сочная, мошкары множество, что чувствуется по лобовому стеклу. На трассе Волгоград — Астрахань машин мало, в полях люди собирают капусту и поливают помидоры. Животный мир нарастает — стада коров, овец, лебеди, лошади, цапли. Дорога вдоль берега Каспия тоже идет среди залитых водой пойм, лебеди и цапли сопровождают с обеих сторон и стаями, и парами, и по одиночке. Особенно смотрятся лошади пасущиеся в воде по колено и выше. Умилила корова почти вплавь собиравшая языком, как лопатой, кружочки лежащих на поверхности листьев водорослей.
Граница с Казахстаном отняла два часа, но все доброжелательны. Таможенник даже отсыпал нам по щепотке ванилина которым мы натерлись и сразу забыли про мошкару, опять диво.
Стали встречаться верблюды, саманно-камышовые деревеньки и нефтяные насосы-качалки. С асфальта свернули на песчаную, виляющую среди песчаных куч и травы дорогу, которая раздваивалась каждые метров сто, и мы быстро заблудились. Тем более, что GPS показывал речку которая на обычной карте присутствует, а моста через нее и ее самой нет. То и дело натыкаемся на отдельно стоящий дом с двором при полном хозяйстве. Эти маленькие хуторки хаотично разбросаны среди хаотичных дорог. Вокруг поросшие травой бугры, будто пьяный бульдозер расковырял сотни гектар. Этот странный ландшафт никак не подпускал к морю и мы спросили хозяйку одного домика, как проехать к морю.Оказалось, что надо было ехать не по накатанным дорогам, а по заросшим — машины к морю ездят редко, а этого мы себе представить никак не могли и искали явно выраженную дорогу.
Море поразило отсутствием заметной границы, плоскость воды как-бы переходила в плоскость земли. Пустынно, одиноко, отдыхающих, купающихся не видно. Зато лошади на этой глади смотрятся как картина от которой можно не отрываться часами. В бинокль рассмотрели лодку, а на берегу машину и мотоциклы. Решили удалиться, ведь на плоскости Патрика видно отовсюду. Но проблуждав час в ночной тьме потайного пристанища не нашли и пришлось вернуться ночевать на первую стоянку.
Саманные дома
Здравствуйте!
Лошади Ахтубы
Жизнь Прикаспийской низменности
Пойма Ахтубы
Сладкоежка
Каспий, небо и лошади
Ночевка на Каспии