Прогулка по Риму

Древний современный Рим

Маршрут: Via dei Falegnami (рядом с фонтаном Черепах) - Piazza Campitelli - Театр Марцелла - Храм Геркулеса - «Уста истины» - Древние Римские форумы - Статуя Марка Аврелия - Музеи Капитолийского холма - Колизей - Площадь Торре Арджентина - Via dei Falegnami


Театр Марцелла.  Строительство было задумано Юлием Цезарем, а осуществлено Октавианом Августом, который в 12 г до н. э. посвятил его памяти своего покойного племянника Марка Клавдия Марцелла. При диаметре в 111 метров театр мог вместить 11 тысяч зрителей. В Средние века здание было перестроено в крепость, над которой был надстроен дворец знатного семейства Орсини. Рядом с руинами театра сохранился античный портик Октавии. В этой древности вроде как и сейчас живут люди.

Поэт, комедиограф, этнограф и библиотекарь Дзанаццо Джиджи. Писал стихотворения и комедии на римском диалекте.  Главный этнографический труд – «Обычаи, нравы и предрассудки народа Рима» (1908). Он жил в доме расположенном рядом с фонтаном черепах.

Круглая крышка от древней городской канализации известная как  Бокка-делла-Верита «Уста истины».  Установлена в портике церкви Санта-Мария-ин-Космедин. На диске изображен Океанус — греческий бог всех рек. Океаном греки называли реку, которая омывает всю землю и куда сливаются все реки земли. Очень популярна легенда о том, что диск можно использовать как детектор лжи. Если человек положит руку в каменную пасть и солжет, чудовище руку откусит. Запечатлен момент, когда жестокая школьная учительница детектировала детишек своего класса. Еще и посмеивалась.

Площадь Бокка-делла-Верита, Храм Геркулеса. В далекие времена вокруг этой площади шумел многолюдный рынок — Бычий форум (Forum Boarium), на который со всей округи собирались торговцы скотом. Позже её использовали для казней: здесь стояла гильотина, на которой последний государственный палач Мастро Титта за 70 лет обезглавил 516 человек. На площади находится круглый храм богини домашнего очага Весте. Некоторые считают что это  храм Геркулеса-победителя.

Античный рынок Чирко Массимо. Мастер класса на рынке рекламирует оливковое масло. Между прочим, житель древнего Рима потреблял в год в среднем 22 кг оливкого масла!

Искусство «рядового» домостроения. Летом от фасада увитого плющем совсем глаз не отвести.

Roman Forum (Римский форум). Форумы это центр городской жизни, «газета» римской эпохи, здесь узнают новости.  В противоположность телевизорам эти площади собирали, просвещали и сближали народ.

Древние постройки впечатляют. Даже странно, считается что если древний грек преклонялся перед искусством, философией, то древний римлянин сочинение пьес, труд скульптора, живописца, выступление на сцене презирал, как рабские занятия. Достойными же для прагматичного гражданина Рима были лишь войны, политика, право, историография, инженерия и земледелие.

Оригинал Марка Аврелия, чтобы не старился от непогоды, перевели под крышу музея. Копия  смотрится не хуже.

На открытом воздухе — копия  римской волчицы.

..

Редкая минута одиночества на лестнице Капитолия в центре Рима.

Если на улице холодно или жарко, то это подходящее  время для посещения галерей.

Джузеппе Чезари, по прозванию Кавалер д’Арпино «Битва против жителей Вейи и Фиден» в 428—426 гг. до н. э. Римляне хотели наказать жителей Вейи за их набеги. Командование было поручено сразу трем военным трибунам, и из-за этой неразберихи с руководством римляне потерпели неудачу. Окрыленные успехом, вейяне разослали по всей Этрурии послов, хвастаясь победой в одном сражении над тремя римскими полководцами. Но преждевременно, римляне сосредоточились и победили.

«Спинарио» «Мальчик, вытаскивающий занозу» греческая скульптура, 1 век до нашей эры. На нее смотрели как на эталон -Микеланджело, Рафаэль, Да Винчи и другие гении Возрождения! Выставка посвящена как самому «мальчику», так и всему тому культурному и художественному наследию, которое он вдохновил на протяжении веков.

Голова — фрагмент бронзового колосса Константина. Он же Фла́вий Вале́рий Авре́лий Константи́н, он же Константи́н I, он же Константи́н Вели́кий.

А вот оригинал римской волчицы, братьев через тысячу лет подсадили.

Оригинал — глаз не отвести.

На историческом месте установлена копия статуи

Фонтан Марфорио получил свое название от форума Марса (Martis Forum), т. е., форума Августа с храмом Марса Мстителя, откуда, как считается, происходит статуя. Фигура речного бога, первоначально — часть оформления фонтана, предположительно времени Флавиев (I в.), была восстановлена с атрибутами, характерными для Океана. Статуя была очень известна, потому что когда она еще находилась у подножия Капитолия, римляне оставляли на ней позорящие правительство комментарии, подписанные именем Пасквино.

Снимок доказывающий, что в Риме вода во всех уличных источниках и фонтанах питьевая.

Квартал Императорских Форумов — Цезаря, Веспасиана, Нерва, Траяна. Их строительство шло примерно 150 лет (с 46 до н. э. по 113 н. э.) в период ранней Римской империи.

По этой дороге катили колесницы еще две тысячи лет назад. Именно этот древнеримский проект мы увезли домой, воплотили на подъзде к дому и теперь, благодаря римским инженерам,  пользуемся.


В  современном древнем Риме нет практически асфальта, везде  брусчатка, положенная еще во времена Траяна.

Храм Венеры Прародительницы — храм, некогда находившийся на форуме Цезаря в Риме. Когда-то фасад был украшен 8 колоннами, до наших дней сохранились лишь три колонны и подиум. Храм был возведён Юлием Цезарем в 46 году до н. э. в знак признательности Венере — богине домашнего очага и материнства, за то, что она привела Цезаря к победе при Фарсале над Помпеем.

Улица Виа деи Фори Империали. Эти древние памятники пережили бедствия более двух тысячелетий (землетрясения, эпидемии, пожары, разрушения). Муссолини, стремясь предстать великим итальянским императором, построил улицу, разделяя древние форумы. Виа деи Фори Империали  украшена статуями великих римских императоров, как здесь, статуя Траяна, с видом на Форум Траяна .


Форум Гая Юлия Цезаря. Он стал императорским форумом в 54 году до н.э. Этот ансамбль площадью 175м х 75м должен был стать продолжением Римского Форума. Исторические документы рассказывают о грандиозной конной статуе Цезаря и позолоченной бронзовой фигуре Клеопатры, некогда украшавших Forum Cæsari. Сейчас руины форума выглядят так.

Сегодняшний тротуарный худо пишет не кистью, а пульверизатором. После него билеты к  искусству древних уже не кажутся дорогими.

Так художник представляет зрителей-современников действовавшего Колезея.

«Колизей» от слова «колоссальный».


Несмотря на все невзгоды, испытанные Колизеем в течение веков, его развалины, лишенные былой внешней и внутренней отделки, до сей поры производят сильное впечатление своей суровой величественностью.

Колизей построен из крупных кусков травертинового камня из недалекого городка Тиволи. Блоки соединялись между собой стальными связками, а для отделки употребляли  туф и кирпич. Дыры, видимые сегодня в различных местах стен -это гнезда упомянутых связей, исчезнувших в Средние века — эпоху, в которую сталь очень ценилась и повсюду разыскивалась.

Большинство молодых итальянцев живут с родителями до 35–40 лет, и это считается нормальным! Покинув-таки отчий дом, селятся где-нибудь поблизости, а чаще остаются в том же доме, а мама продолжает стирать и гладить им рубашки, убираться и приносить еду.

«Пока Колизей стоит» — говорили пилигримы в VIII столетии — «будет стоять и Рим, исчезни Колизей — исчезнут Рим и вместе с ним весь мир».


Площадь Торре Арджентина.  При реконструкции площади обнаружили античные развалины, относящиеся к временам римской республики. В 1926 — 28 годах начались раскопки храмового комплекса, из четырех храмов, которые входили в комплекс гигантского театра Помпея. Здесь, в портике, перед входом на арену был убит группой бывших соратников Гай Юлий Цезарь.

Римские раскопки завершатся не скоро .


Торре Арджентина примечательна не только историей и археологией, но и его обитателями. Когда начались археологические раскопки, то из подземные ходов на поверхность выбрались тысячи крыс и мышей, заполонивших все соседние с площадью кварталы. Тогда по городу было собрано несколько сот бродячих кошек которых выпустили на месте раскопок. Сегодня кошек тут более 300, и римляне о них заботятся. Коты стали одним из символов Рима.