Уазия

Понтийские горы

Маршрут: Москва - Чехов - Волгоград - Элиста - Будденовск - Беслан - Владикавказ - Тбилиси - Багдати - Абастумани - Вате - Догубаязит - Диярбакыр - Немрут Дагы - Ургюп - Конья - Аспендос - Бельдиби - Олимпос - Патара - Саклыкент - Памуккале - Эффес - Стамбул - Османчик - Амасья - Испир - Юсуфели - Ардахан - Карс - Вате - Боржоми - Мцхета - Владикавказ - Пятигорск - Ростов-на-Дону - Москва

Далее маршрут проложили по дорогам 100, 040, 052, 050 и 010, идущим по середине Понтийских гор, протянувшихся параллельно берегу Чёрного моря более чем на 1000 км. Чем дальше на восток, тем склоны круче, горы выше (гора Качкар 3931м) и труднопроходимее. Ночевку устроили на реке Чорух между Лазистанским и Чорохским хребтами. В древности этот регион являлся частью Колхидского царства, в средние века — был частью Грузии, а в 1578 году завоеван турками. Кстати, в 1878 году восточный Лазистан на несколько десятилетий вошёл в состав Российской империи.
На вершинах гор, как напоминание о кипевшей когда-то здесь жизни, видны руины древних крепостей. Вдоль ущелья идет строительство каскада гидроэлектростанций. И значит мы едем по дну будущего водохранилища. Колеи раздолбаны мощными самомвалами, это и понятно, ремонтировать затопляемые дороги смысла нет. Но высоко над нами в отвесных скалах прорубают и бетонируют новую трассу, и зрелище это грандиозно. Дорога Испир-Юсуфели-Ардахан одна из самых живописных и захватывающих на нашем пути.

В Россию возвращались через величественное Дарьяльское ущелье. Вспоминая пройденное, единогласно отметили, что Горы Кавказа и Малой Азии хоть и пониже Памира, но автомобильных маршрутов по интересным местам здесь в десятки раз больше. Согласились и с тем, что здорово иметь автономный по своей натуре УАЗ Патриот, в котором можно блуждать по тайнам истории и географии, и, в конце концов, благополучно припарковаться прямо у родного порога.