Плато Устюрт и Тянь-Шань

К соленому озеру Эльтон

Маршрут: Москва - Тамбов - Волгоград - Волжский - Ленинск - Колобовка - Тунин - Лощина - Отгонный - Эльтон - озеро Эльтон

Все началось с прочтенья интервью президента клуба миллионеров (Global MSN club). Мудрый гуру признается, что объездив весь свет, не нашел лучшего путешествия, чем автомобильная поездка на Устюрт – безлюдное, ровное как стол плато между Каспием и Аральским морем. Мы перерыли Инет и загорелись любопытством к таинственной безводной пустыне. Хотя и страшилки встретились, и ни один экипаж не вызвался в попутчики, нас было не остановить. Нас занесло гораздо дальше, и в итоге получилось географически насыщенное, малобюджетное, в меру экстремальное путешествие продолжительностью 28 отпускных дней, длиной более 12 000 км по дорогам России, Казахстана, Узбекистана, Киргизии. И оно действительно, затмило впечатлениями все предыдущее.

2 июля

Погрузка закончена, на передних сидениях нашей Шеви Нивы водитель и штурман, вместо задних и в багажнике снаряжение, вещи, карты, еда на 30 дней. Солнечно, видны 7 спутников, фиксируем на GPS начало маршрута. Предстартовая минута улыбок, душевного просветления, чмоканий иии… трогаемся! Легко и просто начинается наш долгожданный, наш таинственный, наш собственный Шелковый путь! Отчаливаем от дома с ощущением, что нам предстоит выполнить захватывающее боевое задание по географии. С Московской Кольцевой сворачиваем на Новокаширское шоссе, направление – Каспий. Миновали Оку и привычное, обычное, житейское постепенно вытеснилось набегающими просторами. После таежного Подмосковья горизонты расширились, начались вольные лесостепные пейзажи средней полосы России. Качество дороги переменное, старый с выбоинами асфальт чередуется с послеремонтным. Машин мало, можно расслабиться и глазеть на живопись середины лета. Но к экстренным торможениям надо быть готовым – вот выводок диких утят, почему-то без мамки, топает поперек трассы. В Тульской области дорога сужается до двух полос, теперь повышенного внимания требует обгон фур.

За Тамбовом, у Хопра, в сосняке с трудом выпрямляем ноги и, не присаживаясь, сметаем сухой паек с бампера. Усталости никакой, хочется ехать и ехать, смотреть вокруг, улыбаться друг другу, Урюпинску и всему тому, что попадается в поле зрения. Позади первый ходовой день. На ночлег останавливаемся в д. Иловля, на турбазе принадлежащей начальнику местного ГАИ – охрана, отдельный домик, теплая вода, и дешево. Приготовить горячий ужин не удалось, т.к. обнаружилось, что дома забылась сумка с газовой плитой и прочими принадлежностями. Зато успели заглянуть в музей народной архитектуры и быта и убедиться, что жизнь везде и во все времена хороша.

Пройдено 893 км
Средняя температура днём +18, ночью +5 


Казачий курень вблизи Иловли


Музей из казачьей жизни

3 июля 

До Волгограда 70 км. Для проезда по городу-герою ориентируемся по GPS. В «Туристе» закупаем газовую плиту, баллоны с газом, очки от солнца, веревки для тента. Бросаем прощальный взгляд на Родину-мать и едем в г. Волжский, где заправляем полный бак и 2 канистры бензином. В Ленинске закупаем 20 л. воды и как бы покидаем цивилизацию.

Начинаются плоские, вернее сферические, с радиусом земли, бескрайние поля под непривычно просторным небосводом. В поселке Колобовка уходим влево в направлении озера Эльтон. За нами сразу пристраивается рыжий, пушистый хвост пыли – асфальт закончился, и такое ощущение, что навсегда. GPS очень выручает, т.к. на полевых дорогах полно равноценных развилок, которых на карте нет.

Проезжаем Военный совхоз Тунин, улицы как после бомбежки, дома, заборы перекошены, мужики тоже с похмелья. Из пятерых, один смог указать дорогу на Отгонный. За Тунином начинается особая зона. Среди степных просторов разбросаны наблюдательные пункты с крышами в виде прозрачных куполов. Когда-то ровные бетонно-асфальтные трассы русские погоды изувечили так, что ехать по ним нужно крадучись. Некоторые военные точки несут службу. Встретились два вездехода. Водители смотрели на нас с глубоким вопросом в глазах. Видно, что сюда редко заезжают чужие. Все время ощущение, что сейчас нас кто-то остановит и начнётся долгое выяснение цели нашего визита. Нас тут явно не ждали, на всякий случай не фотографируем, хотя ржавые, грандиозных размеров локаторы нам периодически позируют. Зона вполне подходящая для сталкеров. Потом мы узнали, что нас занесло в отсутствующий на картах первый советский и ныне действующий ракетно-космический полигон Капустин Яр. Утыкаемся в кирпич возле шлагбаума – за колючей проволокой военная техника. Дальше дороги нет. Но опять GPS выручает. Разыскиваем ответвление неподалёку и опять гоним в сторону Эльтона.

Природа тут в полной сохранности. В высокой траве множество мелких обитателей. Невзначай напугали пушистого симпатягу, но и сами были шокированы. Его пронзительный «хорр» был на порядки громче работающего двигателя, сразу стало понятно, что название этому зверю хорек.

Орлы – отдельная тема. Эти местные хищники пристраиваются к сусликам, как львы к антилопам в Африке. Через каждые четыреста метров, неожиданно крупные с близкого расстояния, пара или трое, сидят на кочках или парят в небе. Некоторые не взлетают, даже если проезжаешь в трёх метрах, должно быть принимают наш экипаж за головку степного смерча. Вот встречаются два орла сидящие рядом с погибшим товарищем. Останавливаемся, подхожу, птицы взлетают, но остаются рядом. Со дня трагедии прошло дня три, и скоро от жертвы останутся одни перья, но друзья не могут примириться с утратой и похоже страдают как люди.

Вот и посёлок Эльтон, санаторий. Зам. директора, Николай Владимирович, уступил нам отдельный номер – хотя остановиться здесь непросто, ведь санаторий очень популярен и существует очередь желающих.

Пройдено 300 км
Средняя температура днём +26, ночью +10 


Орлы в степи


Кречетка


Орел


Поселок Эльтон

4 июля

Утром приближаемся к озеру Эльтон. Издалека – ничего необычного, просто водная гладь в степи. Подъезжаем ближе. Диво – облака над озером всех оттенков розового, хотя вокруг – белые (этот эффект создает магний входящий в состав рассола).

Уговорили сторожа разрешить въехать за шлагбаум по косе, входящей в озеро метров на пятьсот. Красоту не опишешь. Бродим среди абсолютно гладкой зеркальной поверхности. Тяжелый пересыщенный раствор не годится ни рыбам, ни камышам и не откликается порывам ветра. Трудно отличить настоящее небо от отраженного идеальным зеркалом озера. Вдобавок дном и берегом озера служит громадная тарелка из снежно-белых кристаллов соли. На обратном пути дали казаху пятьдесят рублей, хотя зрелище было на десять тысяч.

Едем на Казахскую таможню, в Джаныбек. Сорок минут — расспросы. Подробно заполняем таможенную декларацию, в двух экземплярах (в виду странного маршрута). Затем тщательный досмотр — все сумки из машины вынимать, дно машины просмотрели зеркалами. Видимо, мы их насторожили несоответствием стереотипов.

За время нашего перехода через границу, её преодолело пешеходов двадцать, бредущих из Казахстана в Россию. В первом Казахском поселке, Джаныбеке, три часа в местном отделении милиции оформляли иммиграционные карточки. Возникла небольшая проблема – при оформлении карточки нужно точно указать: к кому, по какому адресу нас должны зарегистрировать. Долго объясняем, что мы просто едем на машине, ни к кому, в сторону Устюрта. Пришлось милиционеру записать свой адрес для нашей регистрации. Но он долго на это решался. У его другана поменяли 6 000 рублей на 26 500 тенге. Времени потеряно много.

Мчим в сторону Унеге, Биссен по северной части Рын-песков. Средняя скорость за день – 40 км/час. Орлов, как в Москве голубей. Встретилась дрофа, суслики перебегают дорогу через каждые пятьдесят метров, табуны лошадей, стада коров и овец. Долго искали как подъехать к озеру Аралсор, где решили заночевать. Оказалось, что подъезд к озеру только один – его-то мы и нашли. Палатку устанавливали в темноте, в небольшом овражке, подальше от дороги, поближе к озеру. Ужинали макаронами с тушенкой. Долго надували матрац, зато спали сладко и без задних ног.

Пройдено 196 км
Средняя температура днём +23, ночью +10


На подступах к озеру


Идти по соляному берегу нелегко


Вода особой прозрачности


Где небо встретило воду

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *