Плато Устюрт и Тянь-Шань

Озерка

Маршрут: Алматы - Балхаш - Караганда - Астана - Костанай - Троицк - Магнитогорск - Сибай - Зилаир - Тюльган - Озерка - Самара - Тольятти - Рязань - Москва

25 июля
Утром подкачиваю колесо (в Алматы наскочили на бордюр и сбросили 1атм через уплотнение между диском и покрышкой). Дорога отличная. Проскакиваем несколько пересохших речек. Слева – пустыня Жусанд Ала, справа — пески Тау Кум. Вот и изумрудные воды озера Балхаш. Вдоль дорог – развалы копченой рыбы. Решили купить для милых родственников балык из осетрины. Но оказалось, что в Балхаше о такой рыбе сами мечтают, а ловят сома, сазана, жереха и судака. Взяли двух аппетитных жерехов, которые тут же заполнили весь салон своим до безобразия копченым запахом. Пришлось на вечер наметить пивной ужин. Да и в такой жаре может это добро протухнуть.

После города Балхаш – выжженные песочные волны Бетпак Дала постепенно переходят в Казахский мелкосопочник. Красиво, особенно когда скорость 140 км/час, благо трасса позволяет.

На ночь останавливаемся в мотеле поселка Аршалы в шестидесяти километрах от Астаны. Номер люкс, душ, туалет, но особенно запомнились рычащие при малейшем шевелении пружино-соломенные матрацы. В остальном – чем ближе к Астане, тем круче дороги, разметка, указатели, сервис. В кафе купили шесть бутылок холодного Клинского (самое дорогое из всех сортов, русское здесь уважают) и за час избавились от запахов жереха. Съели арбуз, накупались и не успели кровати и скрипнуть, как мы уже дружно храпели.
Пройдено 1025 км
Средняя температура днём +31, ночью +22

26 июля
Утром перышки почистили, переоделись в остатки чистого белья и погнали в Астану. Решили не объезжать, уж больно восхваляется красота этого города казахами, встреченными в дороге. Действительно, стройка идет день и ночь. Назарбаев с плакатов приветствует, гаишников встретилось человек сто, хотя за всю прошлую дорогу видели от силы человек пять. Возможно, в архитектуре мы мало что понимаем, но мечетеобразные здания оставили нас равнодушными.

Костанайская область – житница Казахстана, вся в обработанных зеленых до горизонта полях. Дороги – супер! Машин – одна на 10 минут пути. Правда раз в 80 – 100 км встречаются съезды – объезды по грунтовым дорогам из-за повсеместного совершенствования трасс механизированными бригадами – монстрами. При одном таком объезде заблудились, а спросить некого. На Т-образном перекрёстке от безысходности подъезжаем к пасущейся у дороги корове. На наше приветствие и вопрос «В какую сторону Москва?» корова мотнула и зафиксировала морду, строго в одном из двух направлений дороги. В ответ мы заржали, как кони, отблагодарили корову и через некоторое время, благодаря точной наводке, оказались на трассе.

Километров за сто до Костаная пошли сосновые боры, которые после пустынь и степей привели нас в полный восторг. И мы поняли, что наше Дыбино – красивейшее место на Европейско-Азиатском континенте, надо только иногда отвлекаться, чтобы понять это.

В Костанае, под долгое мытьё нашей прошедшей огни – воды – пустыни Нивки, мы слушали изумление искушенной в путешествиях дамы: «В отпуск в Казахстан?! В Узбекистан?! К киргизам?! Да неужели вы могли живописную Волгу променять на пустыни?!» Она была явно не уверена, что мы её не разыгрываем.

По дороге в лобовое стекло от встречной машины попал камень. Образовалась и начала расти трещина. Безысходно и тупо мы наблюдали удлиняющуюся на каждой кочке траекторию коварной стеклянной змейки. Дождичек и вялые разговоры с местными о возможности живописно отдохнуть склонили нас к ночёвке в самом центре Костаная, тем более, что город уютен, чист и напоминает милые шестидесятые. Номер в гостинице соответствовал цене и позволял достойно провести вечер, а утром предстать перед пограничниками и таможенниками в интеллигентном виде.
Пройдено 736 км
Средняя температура днём +29, ночью +17

27 июля
Традиционно-утреннее: «Где мы?» Ах, да, в Казахстане, в Костанае…Поиски специалиста по заклейке лобового стекла увенчались провалом. Казахи – гаишники по дороге тормознули, испросили казахскую страховку на машину, о надобности которой мы от них впервые и услышали. Попытки мужественно бодаться пресекались предложением съездить за 100 км и заплатить 2000 тенге. К обоюдному примирению (ну а как же иначе?) приняли оставшиеся последними казахские 700 тенге.

Преодоление границы оказалось самым долгим из всех предыдущих. Особенно поразила русская сторона. Не прикрывая своего бездельничанья, они промурыжили нас в очереди три часа, а ведь очередь состояла всего из 20 машин. Вопросы на всех границах одни и те же – какой груз везете? палатка? топор? лопата? сапоги? Вы что ли к родственникам ездили? Нет?! Чем занимаетесь? Кем работаете? Что-то у вас слишком много пыли! Ах, путешествуете? И нас отпускали кто с изумлением, кто с сожалением, что нечего взять, кто с пожеланием доброго пути, кто с советом посетить наиболее красивые места. А некоторые признавались, что завидуют нам и хотели бы сами так путешествовать.

И вот она, милая Россия. Люди и те русские. Появились березы, равнины, полынь и ковыль. И оказывается, почему-то, после пройденных по Азии тысяч километров, что российские ландшафты воспринимаются как родные и в душе появляется щемящее чувство под названием «возвращение блудного сына». Как хороший знак мы приняли обрушившийся на нас шквальный ливень именно при въезде в Россию. Хотя небо было черным от туч, на сердце было легко и светло. Мы вернулись, хотя впереди ещё 3000км, но уже на Родине. Остались позади так выручавшие нас шайханы, юрты и всякие ночлежные дома. Дабы не ставить палатку в степи под дождём, принимаем решение ночевать в Магнитогорске. Как всегда оказалось – отличное решение.

Как водится, нашёлся единственный свободный номер в гостинице «Урал». При её поиске было совершено несколько, слава богу безвизовых, переходов из Азии в Европу и обратно (на всех мостах через реку Урал стоят указатели: сюда – Европа, а туда – Азия, или наоборот). Ужинали – обедали под живой голос местного неказистого тенора. Кухня и разливное пиво понравились. Но больше всего поразила мебель. Стульчики зачем-то были прикреплены к полу. Но при последующем исследовании оказалось, что они виртуозно выполнены ковкой железа и при наличии достаточных сил и упорства они, хоть и нехотя, но все-таки сдвигались для влезания за стол. И опять шквальный ливень бомбил нашу открыто-закрытую танцевально-кофейную площадку. Очень надеемся, что в эту ночь соседи по гостинице спали крепче наших объятий…
Пройдено 380 км
Средняя температура днём +29, ночью +17

28 июля
Чуть свет. Душ. Завтрак в постель. Пятые точки – на жесткое. Проницательные взгляды друг в друга. Жаркий поцелуй. Покидаем Магнитогорск, а с ним и Европу. В «страшилках» читали, что Челябинская область криминальна. Вполне возможно. По дороге встретили уткнутую в обочину легковушку с пулевыми пробоинами. Переглянулись, прибавили скорость и вскоре въехали в горностепную живопись Башкортостана. Штурман скрупулезно прокладывает по карте кратчайший путь дороги на Родину капитана – деревню Озерка. Её карандашик ползёт то по магистралям, то по проселочным дорогам в нескольких километрах впереди нашей Нивки. Особая красота — желтое огроменное одеяло из полей подсолнухов укрывающее гладкие склоны отрогов Уральских гор. Берем на заметку, что в двух днях езды от Москвы можно проложить прекрасный автомобильно-конно-пеший маршрут, охватывая все гипербореи.

Под дождями, среди бескрайних полей, по ровным пустынным дорогам, от деревни к деревне. Милые, родные сердцу пространства, среди них у нас, бывших мальчишек и девчонок закладывалась любовь к природе и чувство Родины.

Благодаря искусству штурмана, в ночи, распутали сложный приСамарский дорожный узел. На ночь остановились в придорожном кемпинге, в одном переходе от дома.
Пройдено 936 км
Средняя температура днём +24, ночью +14


Очередь в Россию


До дома всего 1500км


Башкирия


Поворот на Озерку


Бабушкин дом


Озерка


Озерка


Вифания, родина Маруси


Расспросы про родных


Последняя разгрузка около дома

29 июля
Так как легли поздно, встали в восемь. Вот и настал последний день нашего путешествия. Завтракаем в кафе, купаемся в душе, укладываем вещи, обоюдоострый поцелуй на твердом – и вот мы уже чешем по М5 «Урал» — Уфа – Самара – Москва. При переезде Волги по плотине, вспоминаем свое первое путешествие и как Галюся боялась, что байдарка угодит в чрево ГРЭС. Проезжая деревню Переволоки, вспоминали, как в кругосветном жигулевском путешествии по этой дороге «переволакивали», почти как Стенька Разин, байдарки с нижнего течения Волги на верхнее. Как ночевали у Волги, рядом с нудистским для двоих пляжем.

Затем, с чувством завершения удачного мероприятия, стали подводить итоги нашего путешествия по Шелковому Пути. Составили финансовый отчет, отсортировали по уровням ночёвки, стоянки, варианты питания, погоду, километраж, бензин, поломки, препятствия. Составили список рекомендаций для последующих автопутешествий, исходя из последнего опыта.

Отобедали борщом, пельменями, шашлыком и чаем в придорожной кофейне у гостеприимной русской женщины, и поняли что русские нам роднее и милее всех, и что нам из России можно уезжать только на время. Далее ехали под Сезарию Эвору и бардов. Почему-то барды никак не хотели слушаться в Казахстане, Узбекистане и Киргизии. Узбекистану созвучен балабан, осособенно в Хорезме. Тянь-Шаню созвучен Pink Floyd. Всему путешествию был созвучен мерный шум мотора и наплывающие пространства.

Легко и счастливо заканчивается наш маршрут. Сейчас разгрузимся и поднимем стаканы за наш славный Шелковый Путь, и за нашего надежного ослика ШНивку, и за наших капитана и штурмана, которых ничем не разлить. Во время путешествия мы пережили много встреч, впечатлений, восторгов, жары и боли, но все было так классно, как бывает только в мечте и в путешествии.