Плато Устюрт и Тянь-Шань

Степи Прикаспия

Маршрут: озеро Эльтон - Жаныбек - Бисен - Аралсор - Новая Казанка - Джангала - Чапаев - Индеборский - Атырау - Доссор - Кульсары - Опорный

4 июля (продолжение)

…Едем на Казахскую таможню, в Джаныбек. Сорок минут — расспросы. Подробно заполняем таможенную декларацию, в двух экземплярах (в виду странного маршрута). Затем тщательный досмотр — все сумки из машины вынимать, дно машины просмотрели зеркалами. Видимо, мы их насторожили несоответствием стереотипов.

За время нашего перехода через границу, её преодолело пешеходов двадцать, бредущих из Казахстана в Россию. В первом Казахском поселке, Джаныбеке, три часа в местном отделении милиции оформляли иммиграционные карточки. Возникла небольшая проблема – при оформлении карточки нужно точно указать: к кому, по какому адресу нас должны зарегистрировать. Долго объясняем, что мы просто едем на машине, ни к кому, в сторону Устюрта. Пришлось милиционеру записать свой адрес для нашей регистрации. Но он долго на это решался. У его другана поменяли 6 000 рублей на 26 500 тенге. Времени потеряно много.

Мчим в сторону Унеге, Биссен по северной части Рын-песков. Средняя скорость за день – 40 км/час. Орлов, как в Москве голубей. Встретилась дрофа, суслики перебегают дорогу через каждые пятьдесят метров, табуны лошадей, стада коров и овец. Долго искали как подъехать к озеру Аралсор, где решили заночевать. Оказалось, что подъезд к озеру только один – его-то мы и нашли. Палатку устанавливали в темноте, в небольшом овражке, подальше от дороги, поближе к озеру. Ужинали макаронами с тушенкой. Долго надували матрац, зато спали сладко и без задних ног.

Пройдено 196 км
Средняя температура днём +23, ночью +10


Журавль в степи


Суслики постоянно ведут за нами наблюдение


Солончак в степи — красиво и опасно


Казахское кладбище часто красивее жилых домов

5 июля

Проснулись до восхода. Двуспальный матрац оказался очень комфортным, стоит его надувать, пусть даже полчаса. В пяти метрах от палатки обнаруживаем колодец. Пошли встречать солнце на озеро. На берегу вспугнули семейство косуль. Берега голые, озеро соленое, кругом черная, грязь, если мазнуть пальцем – запах очень густой, лечебный. Выехать на трассу помогает GPS.

Степь живет своей жизнью. Стада овец, лошади, коровы, иногда – верблюды. Попытались сократить путь. Не доезжая Джанкалы, обнаружили грунтовую дорогу, ведущую на Индеборский, но дорога оказалась сложной, дно машины часто чиркает по грунту. И мы вернулись на грейдер. В Джанкале залили 30 литров 93 бензина за 2000 тенге. Заправка раздолбанная, ржавая, а из пистолета через щели на землю течет бензин. Такого ещё не встречалось. Местный водитель настойчиво отсоветовал ехать на Индеборский напрямую, через пески и мы прислушались и поехали через Чапаевск.

Виды – сплошная живопись. Встретились у обочины два сидящих друг против друга верблюда, обычно так изображают пару лебедей. Всю дорогу потом жалели, что не сфотографировали. Картины природы, селения очень напоминают Африку. Будто National Geographic читаешь с отчетом о какой-нибудь Намибии. От Чапаевска в сторону Индеборского дорога совсем чумовая – без единой царапинки, скорость – 140.

По навигатору нашли место, где дорога ближе всего подходит к реке Урал, в деревне Антоновка. Решили пообедать у реки, свернули с трассы, по лесной дороге добрались до берега, но с семиметрового обрыва спуститься было негде. Поглазели на родную реку, такую заманчивую после жарких и пыльных степей, и повернули на Индеборский.

У понтонного моста остановились рассмотреть по карте возможные траектории предстоящего 900 км. пути на Бозой. Хотя запчасти есть, но предстоят участки более ста пятидесяти километров пустынные, бездорожные, при поломке помочь некому. Выходить пешком семьдесят километров по жаре – это основное пугающее обстоятельство.

И тут к машине подходит случайный человек, здоровается за руку, вглядывается в лежащую на руле карту, и за пятнадцать минут на жутких примерах убеждает нас ехать на Бозой через Уральск, т.е. крюк около тысячи километров. Причина – риск исчезнуть, как это случалось с одинокими экипажами не раз – криминальной молодежи в тех краях в избытке, да и в случае поломки некому помочь. Спасибо тебе, добрый человек Аманджеп! Экспромтом принимаем решение — ехать ночевать в Гурьев (теперь это Атырау), на Каспийское море. По дороге приходит идея дальше ехать по Западному Устюрту – там тоже можно рассмотреть знаменитые по инету чинки, а вместо Аральского посетить Каспийское море.

Ночевать остановились в роскошном отеле «Дана», так получилось – незнакомый город, въехали ночью, а нужно выспаться на завтра. Номер – люкс, 30 000 тенге. Центр города, телевизор, кондиционер, душ, две двуспальные кровати. Оба заметили, что в связи с поправкой в маршруте психологический напряг резко убавился. Спали, как убитые, не отличая люкс от палатки.

Пройдено 705 км
Средняя температура днём +24, ночью +10


Утро на Аралсоре


Озеро Аралсор


Идеальная дорога Чапаев — Атырау


Участник дорожного движения

6 июля

Поправка в маршруте и ночевка в роскошном отеле действительно, резко убавили сомнения и волнения. Утром долгий душ, по шесть кружек чая с лимоном, смазка рук и лица толстым слоем мази от ультрафиолетовых лучей, и катим в сторону Бейнеу. От Атырау отъехали километров пять и начались испытания подвески и системы охлаждения нашей неутомимой Нивки. 380 километров с трудом прошли за одиннадцать часов. Параллельно с тем, что было когда-то асфальтом, идет до шести грунтовых дорог, хоть и более пыльных, но более проходимых. Особенно большая нагрузка на нашу Шеви Ниву. В тени +31, из-за частых торможений — ускорений стрелка температуры двигателя на пределе. Из Кульсары сворачиваем на короткую дорогу на Опорный, предназначенную для вездеходов и вскоре несемся по узкой песчаной ленте (ширина 3 метра, по обочинам – высокие борта) среди поросших травами барханов. Проскочили этот участок благодаря скорости и отсутствию встречного транспорта. Дальнейший путь осложнился тем, что карту этих мест в Garmin не перекачали, так как не планировали сюда заезжать. Но все прошло хоть и по ухабам, но гладко.

На придорожном рынке купили две бутылки холодного пива и с жадностью выпили – ведь гаишников здесь нет в принципе. Вдоль дороги после рынка тысячи выброшенных из окна бутылок – видимо мы не единственные, кто так расслабляется после перехода Доссор — Бейнеу. Кстати о мусоре – местные казахи проще воспринимают отходы жизнедеятельности. Может это генетически, типа, если ты вырастаешь в голой выжженной степи, краю ветров, повсеместной пыли, скудности в еде, одежде, «архитектуре», то мусор в поселениях не так сильно нарушает порядок местного проживания – выживания, как в зеленых, влажных, богатых странах. Короче, мусор периодически встречается рядом с дорогами и жильем и объем его пропорционален плотности населения. Ещё одна особенность казахских поселений в здешних местах – мавзолеи на кладбищах, выполнены в монументальном художественном стиле, чего и близко нет в сельской архитектуре.

Ночёвку нашли в лучах заходящего солнца – за холмиком, у дороги. По дороге за ночь прогремели две фуры. Как мы ни скрывали свой фонарик, один водитель с четырехсот метров нас все же разглядел и несколько раз просигналил, видимо, желая нам спокойной ночи. Так как сгущались тучи, решили палатку не ставить и впервые спали в машине, вытащив все вещи под полиэтилен и устроившись поудобней. Как всегда без задних ног.

Пройдено 379 км
Средняя температура днём +31, ночью +18


Дорога Доссор — Бейнеу


Бывший асфальт


Степные корабли пустыни


Ночь в степи