В долине До Тарап сохранился средневековый уклад жизни, крестьяне занимаются сельским хозяйством на до-машинном уровне. Добавляет сложностей то, что сюда распространяется зона холодных альпийских лугов. Хотя географически, если убрать высоту (здесь 4 км над морем), мы окажемся в тропическом поясе с его плодородными климатическими условиями.
В деревне насчитали около 40 дворов, в большинстве из них можно заметить жителей. Но ни вечером, ни ночью огоньки в окнах не появляются. Наступает тишина, даже лая не слышно, видимо и охранять не от кого, и с прокормом собакевичей трудности.
C соседней вершины отлично просматривается поселок, монастырь на пологом склоне и долина До Тарап среди гладких голых гор.
Дорожка в деревню со стороны Тибета идет меж полей, через арку в ступе, которую злые духи преодолеть не могут, а только добрые люди, лошади и ослики.
Чтобы лучше сберегать тепло зимой окна домов делаются маленькими, а некоторые стены строят вообще без окон.
Семья бонцев (не индусы!) разделывает тушу коровы на берегу реки.
Из-за высокогорно — холодного лета зерновые готовы к сбору только в октябре. Связанные снопы переносятся домой за сотни метров, на себе. Телегу таскать по горам даже лошадям сил не хватает. И лошади, и ослики здесь есть, но предназначены они для всадников и вьючных грузов.
Рибо Думпа гомпа (монастырь) с 8 столетия хранит религию бон, предшественницу буддизма (современная форма бон официально принята в качестве 5-й школы тибетского буддизма). Для исповедующих бон монахов и крестьян небо, горы, реки, озера, деревья населены духами и демонами. «Бонская ритуальная практика включает в себя произнесение молитв и мантр, песнопения, медитации и жертвоприношение, которое заключается в возложении на алтарь фигурок из теста. Этот процесс сопровождается танцевальным действом, участники которого надевают маски, изображающих богов или демонов. Этот ритуал должен изгнать злых духов и обеспечить благополучие общины. Выполняя обряды, бонцы производят многие вещи в обратном по сравнению с буддизмом порядке – произносят некоторые мантры наоборот, обходят ступы и вращают молитвенный барабан против часовой стрелки».
По легенде, в этой священной ступе монастыря заточен демон зла. В огненной колеснице он сошел с небес, сжег долину и уничтожил почти всех ее жителей. Великий Гуру Ринпоче одолел древнее зло и запечатал демона в ступе. И с той поры демона охраняют ламы, чтобы не вырвался наружу и снова не натворил бед.
Самая яркая фигура иконостаса монастыря Рибо Думпа — легендарный сподвижник Будды, воплощение высшей мудрости, гуру Ринпоче (высший лама) Падмасамбхава. Предмет в его руке называется Ваджра (молния, алмаз) — культовый символ силы и твердости духа, ритуальное и мифологическое орудие.
Все храмы Бон Буддийской школы Ниьнгма окутаны молитвенными флажками.
С крыши храма священник может наблюдать, например, что некоторые семьи уже сжали свои делянки и уложили снопы в скирды, а другие полагаются на его предсказаниям о том, что дождя не будет еще неделю.
Эта большая ступа бонцев имеет огромные глазища. Они видны путнику (и видят его!) с гораздо большего расстояния, чем охудожествлённые глазки гигантских буддистских ступ Катманду.
Через ступу проходит дорога-тропа из Индии к священной горе Кайлаш.
Crystal Mountain School, Dolpa District. Эту школу построили на средства благородных французов. Дети приходят сюда с окрестных долин. Сначала они выстраиваются в шеренги по классам и дружно, проникновенно поют гимн Непала, затем слушают наставление директора. Детям преподают непальский, тибетский, английский языки, математику и т.д., а также гигиену. В школе имеется фонд для медицинской помощи в рамках общины.
После наставлений девочка старательно, с выражением рассказывает заданный на сегодня стих, при этом стоит тишина, нереальная для российских школьных мероприятий.
После окончания утренней линейки детки бегут в свои классы, веранда служит школьным коридором.
Пока учитель не начал урок, можно поглазеть в окно.
Первоклашки к школьной жизни только начинают привыкать.
Волосы черные, глазки темно карие, голубоглазые тут попадаются лишь среди гостей из иных миров.
Независимо от страны, мальчишеская дружба самая настоящая.
Школьницы такие трогательные, а жизнь у них не по годам трудна, ведь к домашнему заданию добавляется еще и домашнее хозяйство.
Девочки и мальчики не разделяются на разные классы.
Урок природоведения. Здесь изучают флору и фауну родного Долпо, в том числе в целях сохранения здешней уникальной природы.
Младший класс, первая учительница. Школа оборудована по минимуму и очень желательно чтобы каждый проходящий этим маршрутом заглянул, навпечатлялся и внес посильную сумму. Для этого в дирекции есть специальная тетрадь. Кстати, по ней видно, что сознательные туристы здесь не редкость и поднимаются сюда из разных стран мира.
Выйти с места к доске напрямую ученику помогает учительница. В нашей школе за это и родителей могут вызвать.
Не только учительница, но и ученики видят правильность ответа ученика.
Нарушители дисциплины не препираются, а осознают свой промах — ведь буддисты же, хоть и маленькие.
Школьный отряд возглавляемый юной учительницей направляется на урок под открытое небо.
Паровозиком, чтобы не потеряться.
Классом для старших учеников служит вся гигантская долина До Тарап.
Кажется компьютеры внесли бы дисгармонию в эту горную детскую жизнь.
Одно из увлечений местных деток — наблюдать.
Ручное сельское хозяйство — только для прокорма собственной семьи.
Сжали, увязали, перенесли, теперь подсушат, помолотят, насыпят в закрома и зима не страшна.
Детки здесь посамостоятельнее наших, зря не хнычут, издали наблюдают как родители урожай собирают.
По цвету кожи негритенок, ведь солнце здесь посильнее чем в Африке.
Дом ровно сложен из подножного булыжника, окна оформлены художником, ветви кустарника заготовлены для отопления, а осенью создают дому прическу.
Деревенские плотники делают двери, окна, скамейки для всей деревни, икей тут нет.
Жителям деревень хворост заменяет электричество, дрова, газ и керосин.
И ложе, и подушка — каменные, как и мышцы отдыхающего.
Лошадиные гривы вычесывать некогда.
На дворе год лошади, и возможно эти три юные всадницы встретились напомнить это.
Гомпа Джэмпа в долине До Тарап – один из старейших монастырей Долпо, центр религиозной деятельности и ритуалов бонцев.
Обновленные Ступы это в Долпо редкость. По архитектурным деталями их всего восемь типов. Они отражают этапы жизни Будды: Лотос (Рождения), Просветление, Чудеса, Схождения с небес Тушита, Примирения, Мудрости, Великой Победы, Паринирваны. Cтупа заполняется символами всех Будд, то есть статуэтками, формами из глины, текстами и реликвиями. После благословения уважаемым учителем ступа начинает «работать» как силовое поле Будд на благо всех существ.