Плато Устюрт и Тянь-Шань

Каньон реки Чарын

Маршрут: Жети Огюз - Каракол - Тюр - Кеген - Чарынский каньон - Алматы

24 июля 
Чуть свет — летим с гор в сторону границы, на пограничный переход Кеген. Машина идёт отлично. ГАИ ещё спит. Пейзажи – привычно-прекрасные. На выезде из экологической зоны Иссык-Куля – шлагбаум. Но его открыли, пожелав нам счастливого пути и не спросив квитанцию об оплате экологического сбора. Перед границей решили умыться и вымыть машину. Но пограничный переход появился неожиданно быстро, и мы, как есть, помятые, прошли обе таможни и пограничников быстро – минут за сорок. Некоторых чиновников, специально для нас, разбудили. Казахи обработали колеса машины какой-то химией. При досмотре попросили не отвлекаться и смотреть за действиями пограничников. Я понял, что всегда надо следить, чтобы не было недоразумений, типа подбрасываний наркотиков и т.п.

В Казахстане ландшафты уплостились. Но горы все ещё близки и высоки. По совету таможни остановились и осмотрели проходящий поперек трассы Чарынский каньон. Потом съехали с трассы и через десять километров пыльной, пустынной дороги оказались в «Долине замков». На пути встречаем спуск, который с большой вероятностью обратно мы не преодолеем на нашей слегка барахлящей машине. Идем пешком.

Долина замков – это большой каньон. Стены из выветренных причудливых красного цвета глины и песка с вкраплениями камней и гальки. С горизонтальными канавами на вертикальных стенах. Кажется, что все должно разрушиться при первом же ливне – но подобие раствора, сделанного природой, работает как кирпичный раствор и все это нагромождение фигур удерживает.

Жара под сорок градусов. Уже побаиваемся за тепловой удар. Обливаясь остатками воды, добираемся назад к машине с твердым убеждением не жадничать больше на впечатления и ехать домой, не сворачивая.

В Кегене завтракаем свежеприготовленным курдаем в кымызхане. Пока ждали приготовления блюда, казахи вызвали откуда-то фоторепортера и журналиста в крестьянских одеждах и явно с бодуна. Нас вместе с тружениками кымызханы увековечили у входа в юрту для газеты «Звезда Кегена». Судя по оживленным лицам, мы невзначай их осчастливили своим голодным выбором.

Где-то рядом осталась древняя ясеневая роща, граница с Китаем, горы – семитысячники, а мы летели в сторону Алматы.

Во второй половине дня все чаще глохнет машина, что особенно опасно при обгонах. Поняли, что дело не в высоте, не в воздушном фильтре (его мы сняли) и не в бензине (залили 95-й). Утром идем со скоростью 120 км/час, к вечеру – проблемы по нарастающей.

В городе Алматы попадаем в пробку и движемся с аварийками, уверенные, что барахлит помпа бензина. Из семи станций техобслуживания взялись заменить её только в одном месте. Причина оказалась в том, что из-за плохого киргизского бензина фильтр и насос покрылись густой масляной рубашкой. Видимо за ночь эта рубашка растворялась, а за 300 – 400 километров пути восстанавливалась.

На полпути заночевали в придорожной шайхане, в комнатке без дверей шесть кв. метров на четверых. Повезло — ночевали только мы вдвоем. Заплатили за ночевку 600 тенге (150 рублей), сэкономив силы и время на установку палатки. Да и негде было её ставить.

Пройдено 536 км
Средняя температура днём +32, ночью +10


Нереальные пейзажи


Чарынский каньон


Почти тепловой удар при выходе из каньона


Чарынский каньон


Вход в каньон