Прогулки

Таруса

Всего два часа на машине, и мы уже в маленьком приокском городке, куда на лето приезжала Цветаева, а по улицам бродили петухи да гуси

Из истории
Укрёпленное городище на этом месте возникло в конце X века, в начале XIII века поселение преобразовалось в город. Согласно родословным князей XVI века, первым тарусским князем был Юрий, сын убитого в 1246 году в Золотой орде Михаила Всеволодовича Черниговского, и датой первого упоминания города считается 1246 год. Название город получил по впадающей в Оку реке Таруса, на которой был основан. Ещё немного истории

В 1375 году три князя — тарусский, оболенский и московский — подписали договор дружбы «как один человек». Объединённые московская, тарусская и оболенская дружины вместе сражались против литовцев. В 1380 году тарусские князья — братья Фёдор и Мстислав — сражаются под знамёнами Дмитрия Донского на Куликовом поле.  Тарусские князья управляли своей вотчиной до 1392 года, когда она была присоединена Василием первым Дмитриевичем к Московскому княжеству и ликвидирована как самостоятельное государственное образование. В 1392 году сын Дмитрия Ивановича Донского, московский князь Василий первый ездил в Орду и купил ярлык на княжение в Городце, Муроме, Мещере, Нижнем Новгороде и Тарусе. В 1472 году хан Большой Орды Ахмад начал поход на Русь. У Тарусы татары встретили многочисленное русское войско. Все попытки ордынцев переправиться через Оку были отбиты. Поход ордынцев  окончился провалом. Иван III отдал Тарусу младшему брату Андрею Меньшому в 1472 году.

В середине XV в. Тарусой недолго владели литовцы. Только в 1508 году после длительной борьбы литовский князь Сигизмунд  был вынужден отказаться от притязаний на Тарусу и другие города калужской земли. В первой четверти XVI в. московские князья отдали Тарусские земли валашскому господарю Богдану, но затем опять присоединили их к Москве.

Неоднократно подвергалась нападениям крымских татар (1521, 1591 гг. и др.) — как говорил летописец: «лезли татарове Оку под Тарусою». В 16-17 веках Таруса — важный укреплённый пункт «береговой» защиты (по Оке) на южных подступах к Москве. Она входила в состав стратегической линии реки Оки и была сильно укреплена. Постепенно место Тарусы как крепости-защитника занял город Алексин, куда для постоянной дислокации был переведён полк «правой руки». В 1654 году в городе свирепствовала эпидемия чумы. К 1681 году в Тарусе оставалось лишь 20 жилых дворов. В XVIII веке укрепления больше уже не поддерживались, и в 1760 году они были размыты разливом реки. Ежегодно летом в Тарусе устраивалась небольшая трёхдневная Петровская ярмарка.

Таруса была родовым гнездом предков Петра I: дед его матери, Натали Нарышкиной фигурирует в Боярской книге 1627 года в числе дворян по городу Тарусе: «Полуехт Иванов сын Нарышкин. Поместный оклад ему 600 чети; служит по выбору». Таким образом, ещё в начале XVII века дед царицы Натальи Кирилловны принадлежал и по окладу поместному, и по службе к числу значительных помещиков Тарусских: владея 600 четей, он служил по выбору, то есть в первой статье дворян. В документах 1671—1672 гг. Таруса упоминается в списке городов, где воеводам запрещалось препятствовать деятельности московских и других «торговых людей… соляных и хлебных промышленников»

В 1708 году Таруса была приписана к Московской губернии, в 1719г с уездом отошла к Серпухову, в 1776г назначена уездным городом Тарусского уезда  Калужского наместничества, переименованного в 1796г в Калужскую губернию. Таруса получила собственный герб — серебряный щит, вдоль которого сверху вниз шла голубая полоса, изображавшая протекающую через город реку Тарусу. В 1779 году здесь произошёл опустошительный пожар, после которого город перепланировался по регулярному, очень удачному плану. Планировка того времени сохранилась и доныне. Основная производственная мощность на тот период — толчёная мельница, на которой толкли пеньку, которую затем отправляли в Серпухов на производство купцов Кишкиных. К началу XIX века в Тарусе проживало около 600 жителей, имелось 70 домов, две церкви и один небольшой кирпичный заводик, где работало всего 10 человек. В 1837 году в городе числилось 217 домов, восемь лавок, бумажно-ткацкая фабрика и кожевенный завод. К середине XIX века в городе проживало уже около трёх тысяч человек, открылось первое уездное училище, больница, аптека, работали бумажно-ткацкая фабрика и кожевенный завод. К 1870 году каждый десятый житель Тарусы был причислен к купеческому сословию, каждый второй — к мещанскому, каждый шестой — крестьянин. «Но город уже не мог прокормить своих обитателей. Земли городской было мало (150 десятин), река Таруса торгового или промышленного значения не имела. Жители уходили на заработки в Москву. Лишь незначительная часть их пыталась заниматься ремёслами (40 человек) и торговлей, да ещё найти работу на одной из ткацких фабрик округи». В городе находились Свято-Троицкая женская община (169 монахинь), а в 1894 году основано братство во имя Пресвятой Богородицы для борьбы с хлыстовщиной в уезде. Самая известная купеческая семья Тарусы в XIX веке — Поздняковы.

С конца XIX века благодаря своей живописности Таруса стала популярным местом отдыха.  В 1890-е годы сюда хлынула масса художников-пейзажистов, облюбовавших городок за необычайную живописность его улочек и окрестностей. Первая волна интеллигенции, приехавшей в Тарусу — Поленовы, Цветаевы, Борисов-Мусатов, Ватагин, Виноградовы. 

В 1930-х годах случилась новая волна «эмиграции» в Тарусу. Она была расположена за 101-м километром, и поэтому туда отправляли после заключения в ссылку «политических». Общество там образовалось очень интеллектуальное. В 1970-х город стал любимым пристанищем диссидентов. Также продолжалась традиция 101-го километра. Здесь, дожидаясь визы на выезд из СССР, жил Бродский; гостил автор самиздатовского сборника «Белые страницы» Александр Гинзбург, и приезжал Солженицын, построил себе дачу Святослав Рихтер.

Заснеженность, берёзовость, лесистость, сглаженность рельефа, поля, реки, прозрачность видов  —  такой представляется география колыбели России

Таруса расположилась на высоком левом берегу реки Оки при впадении в неё реки Таруса

Отель «Серебряный век» построен на месте где стоял дом семейства Цветаевых…

…примерно с таким видом из окна, за деревьями проглядывает русло заснеженной Оки

Цветаева Марина родилась 8 октября 1892 года и все лета, вплоть до 1910 года, проводили в Тарусе на любимой даче «Песочное». Первые стихи Марина сочинила уже в 6 лет, а в 1910 году она за свой счёт напечатала первый сборник стихов «Вечерний альбом», многие из которых либо посвящены Тарусе, либо вдохновлены ею. Летом 1906 года мать умерла, Марина поступила в интернат московской женской гимназии, но за выходки (она писала бунтарские стихи, курила, брила наголо голову, не стеснялась в высказываниях) её быстро оттуда отчислили… Источник информации

Ей здесь так нравилось, что она мечтала остаться на этом берегу и после земной жизни

«Я живу в одном маленьком городе на Оке. Он так мал, что все его улицы выходят или к реке с ее плавными и торжественными поворотами, или в поля, где ветер качает хлеба, или в леса, где по весне буйно цветет между берез и сосен черемуха…» Константин Паустовский

Константин Паустовский, уже будучи известным писателем, купил пол-домика в Тарусе в 1955 году и остался здесь уже навсегда. Немного о К. Паустовском

Константин Паустовский родился 31 мая 1892 в Москве, имел украинско-турецко-польские корни. В 1898 году семья  переехала в Киев,  в 1912 году он поступил в Киевский университет на историко-филологический факультет, но с началом Первой Мировой войны  переехал в Москву  и перевелся в Московский университет.

С первой женой — сестрой милосердия Екатериной Загорской (Хатидже – как называли её имя по-татарски) «…её люблю больше мамы, больше себя…  Хатидже — это порыв, грань божественного, радость, тоска, болезнь, небывалые достижения и мучения»,  они обвенчались в 1916 году, в 1925 году у них родился сын Вадим. В эти времена Паустовский работал на Брянском металлургическом заводе, на Новороссийском металлургическом заводе, на котельном заводе в Таганроге,в рыбачьей артели на Азовском море.

После Февральской революции уехал в Москву, где был репортером в газетах вплоть до Великой Октябрьской революции. После неё вернулся в Киев,  там вначале был призван в гетманскую армию, а потом в Красную. Впоследствии жил два года в Одессе, работая в газете «Моряк». Из Одессы Паустовский уехал на Кавказ — Сухуми, Батуми, Тбилиси, Ереван, Баку, побывал в северной Персии.

В 1923 году вернулся в Москву,  работал редактором РОСТА. В 1928 году увидел свет первый сборник Паустовского «Встречные корабли». А в 1931 году после публикации повести «Кара-Бугаз» он оставил службу, уже полностью посвятив себя писательскому творчеству. В 1936 году Константин  женится на полячке Валерии, семья купила дачу в Переделкино. Константин воодушевлен, под вдохновением жены пишет повести «Мещерская сторона», «Бросок на юг», но уже в 1939 году перед ним замаячила новая муза – Татьяна Евтеева-Арбузова.

Валерия три года не давала Паустовскому развод, в итоге он оставил ей квартиру, дачу в Переделкине, а сам переехал к Арбузовым в 14-ти метровую комнату в коммуналке. Поженились они в 1950 году,  по настоянию Татьяны в 1955 году Паустовские приобрели половину маленького домика в Тарусе. В эти годы Константин Паустовский уже был известным во всем мире писателем. Его книги переводились на многие языки, он преподавал в Литературном институте, номинировался на Нобелевскую премию. Но  его кандидатуру отклонили.

Паустовский не был членом партии, не написал никаких хвалебных строк «о великом вожде», он поддержал письмо Солженицына с требованием отменить цензуру литературных произведений, вместе с Чуковским выступал в защиту Андрея Синявского и Юлия Даниэля, которых судили за публикацию произведений на западе. Уже находясь при смерти, обращался к Алексею Косыгину с просьбой не увольнять главного режиссера Театра на Таганке Юрия Любимова. Увы — за это всё его обошла не только Нобелевская премия, но и все значимые советские награды и премии. Константин Паустовский умер в Тарусе 14 июля 1968 году.  Он писал что наряду с самым сильным сожалением о быстротечности времени есть еще сожаление о том, что не удалось увидеть весь мир в его ошеломляющем и таинственном разнообразии    (…но ведь это не мудро?)

В 1959 году, в возрасте 22 лет, Ахмадулина написала здесь одно из своих известнейших стихотворений «По улице моей который год…». В 1975 композитор Микаэл Таривердиев положил эти стихи на музыку, и романс прозвучал в фильме Э. Рязанова «Ирония судьбы, или С лёгким паром!».

В 1960 году она написала стихотворение «Прощание» («А напоследок я скажу»). В 1984 году на музыку его положил Андрей Петров, и романс прозвучал в фильме  «Жестокий романс». Скромная трогательная романтичная поэтесса Ахмадулина была замужем за Евгением Евтушенко, Юрием Нагибиным, Эльдаром Кулиевым и Борисом Мессерером.

Святой источник под Воскресенской горой с часовней Боголюбской Богоматери и купальней

Храм Воскресения Христа постройки 16 века, пости полностью утраченный к середине XX века и на средства жителей города восстановленный в 90-х годах.

Перед храмом на вершине холма — каменный резной крест, установленный на месте разрушенного кладбища при храме в память обо всех ранее похороненных на этом высоком берегу.

Главное отличие от других городов было… медленное развитие. Зато природа не подавлена, заводских труб нет, дома в основном одноэтажные

Паустовский писал: Пожалуй, нигде поблизости от Москвы не было мест таких типично и трогательно русских по своему пейзажу. В течение многих лет Таруса была как бы заповедником этого удивительного по своей лирической силе, разнообразию и мягкости ландшафта. Поэтому  ещё с конца XIX века Таруса стала городом художников. Здесь жили Поленов и Борисов-Мусатов, здесь живут Крымов, Ватагин и многие наши художники. Сюда каждое лето приезжает на практику молодёжь из московских художественных институтов. За художниками потянулись писатели и учёные, и Таруса сделалась своего рода творческой лабораторией и приютом для людей искусства и науки.  

Таких прекрасных заборов-музеев как в Тарусе еще не встречали. Огораживает этот забор-музей сад-дендрарий субтропических растений. В саду —  дом-музей Николая Петровича Ракицкого, российского агронома и коллекционера растений и картин. Те, что мы увидели, изготовлены из современной ультратонкой керамики, а оригиналы картин из коллекции Ракицкого — в Тарусской картинной галерее.

Просто затихни, смотри на эту Птичку, и думай…

Инструменты мозаичиста —такой молоток впервые видим

У художника краски, у мозаичиста — цветные керамические осколки — смальта

Работа ученика, а по необычной изобразительности подобного не встречалось

Наша тарусская учительница

Материалы для мозаики в школу поставляет уважаемый в городе меценат Исмаил Тимирович Ахметов, коллекционер мозаики

Такие картины не боятся влаги, дождя, жары и мороза

Первые блины БГ

Прагматик ДВ

 

Идем по стрелке и попадаем в мир мозаики итальянца Марко Бравура. В Доме литераторов у Марко открыта мастерская, любой может зайти, посмотреть, поговорить. Но мы не решились, только разглядывали мозаику снаружи

«Невидимый щит». По словам Марко здесь много символов. В центре — хан, по краям — синяя, чёрная, золотая и белая орда: Север, Юг, Запад, Восток. Движение всё соединяет и приводит в центр

Мозаичная стена мастерской — волны, лучи, бесконечное движение: вихри, изгибы, завитки, движется всё — галактики, вода…

В вихрях, в завитках, в раковинах — во всём это движение

«Золотая река» на Оке

Мир ценен в каждом, и белом, и чёрном

Работы других мозаичистов во дворе Дома литераторов

В 10 км от Тарусы в лесу стоит необычный, совершенно одинокий дом из трех вертикально сложенных срубов

Окружающие сугробы не имеет следов человечества

В свой «Дом на Оке» приезжал работать Святослав Рихтер

Борис Мессер вспоминает о своей жизни в Тарусе с женой Беллой Ахмадулиной: «Обожаю эти места, среднерусский пейзаж. Лучше него, по-моему, не бывает в России. Он привлекает красотой, природой, раздольем. В начале 1975 года мы с Беллой приехали сюда в первый раз и стали жить в доме Святослава Теофиловича Рихтера в 10 километрах от Тарусы, в деревне Алекино. Там он построил себе такую башню, три сруба, поставленных один на другой. В этой башне мы жили счастливым образом. Потом у нас вошло в привычку каждый год приезжать в Тарусу. Белла полюбила эти места»

Похожий и на замок, и на башню, и на деревенский сруб, внутри дом был простым и при жизни Св. Рихтера освещался керосиновой лампой и свечами

Вход в дом, видно, двери давно не открывались

Летом на этой поляне проходит известный Тарусский фестиваль Рихтера — музыканты играют на террасе, слушатели располагаются на полянке

Полынья предвесенней Оки

Заснежный пляж у дачи Рихтера

Человека тут редко увидишь, в основном жену

Льдина застывала обняв деревья, и так и  сохранилась от осеннего разлива на высоте 3 метра

БГ 67

ДВ 72

В Долине Грёз на южной окраине Тарусы — ДВ + БГ = 139

Три дня позади. Теперь в душе живет прекрасная русская природа Тарусы