Алексей Федорченко. 2012. Россия
Из интервью
… Скучно делать то, что делают все. Это эротическая комедия – в старом, древнегреческом смысле: в ней есть и смерть, и эрос, и трагедия, и юмор. Но в пресс-релизах мы определяем жанр фильма как «марийский «Декамерон» – так понятнее.
… Мне нравится работать на стыке документального кино и сказки. Я так и называю свои фильмы: документальные сказки. В основу НЕБЕСНЫХ ЖЕН положены реальные обряды, существовавшие десять, сорок, пятьдесят лет назад или поныне существующие. Например, отголоски обряда, совершаемого на сороковой день, когда ряженый идет с кладбища в образе умершего, бытуют до сих пор. Мы вернули в реальную жизнь обряд, который пропал еще в 20–30-х годах – девушка, у которой начались месячные, должна прогудеть в трубу из березовой коры, объявить о том, что появилась в деревне новая невеста. Я нашел настоящую трубу в музее. Все уже забыли, как она звучит, у нее не было мундштука. Марийский мир полон волшебных сюжетов и таинственных обрядов. Сейчас возрождаются традиции молений в священных рощах – бывают общереспубликанские моления, когда собирается по несколько тысяч человек. В каждой деревне есть своя роща, у многих людей – свое дерево. Карты предлагали назначить какое-либо дерево и моим духовным двойником, но я не решился – страшно оставлять частичку души в марийских лесах. Там по-прежнему поминают усопших, празднуют начало и конец урожая – это обычная, нормальная жизнь.
… НЕБЕСНЫЕ ЖЕНЫ – очень целомудренный фильм несмотря на количество обнаженных тел. Я снимал его с большой любовью к женщинам. Его можно показывать детям. Официальная ватиканская газета даже назвала НЕБЕСНЫХ ЖЕН самым духовным фильмом Римского фестиваля.