Фильмы

Сибирь. Монамур

Вячеслав Росс. 2011 год. Россия

Вячеслав Росс о фильме «Сибирь. Монамур» в интервью 2009 года

Главная тема картины — это милосердие, сострадание. Кто-то сказал, что милосердие становится милосердием только тогда, когда мы проявляем его по отношению к тем, кто, его не заслуживает. И в этом фильме рассказывается о таких людях — у них жесткие отношения, они пьют, едят, занимаются сексом, то есть удовлетворяют свои примитивные животные потребности. В них как будто отсутствует духовная «вертикаль».

Главный герой — старик-старовер, живущий в брошенной деревне со своим семилетним внуком. Набожный, но ожесточенный в сердце своем старик не хочет уезжать в жилую деревню. Людей он считает низкими, подлыми, погрязшими в безверии. Но когда его внук попадает в беду, именно к этим людям старику приходится идти за помощью — идти через всю тайгу.

Еще один важный «персонаж» фильма — стая одичавших собак, брошенных людьми вместе с домами. Они превратились в хищников. Они пожирают все живое в окрестностях. Этот образ кажется мне олицетворением нашего современного общества.

В фильме есть еще несколько сюжетных линий, которые переплетаются с главной. Военные, посланные командиром «на задание» — в город за проституткой, мародеры, путешествующие по тайге в поисках старинных икон и т. д. Это неблагодарное дело — пересказывать сюжет, надо смотреть. А в конце картины в тайге выпадает первый снег. И для меня это как метафора чистилища, когда герои, наконец, должны сделать выбор в сторону животного или человеческого.

В одной старинной молитве я прочел слова, которые помогли мне увидеть и почувствовать суть этой истории: «Не называй Бога справедливым, ибо если Бог справедлив, то я погиб. Милосердие выше справедливости».